Суррогатное материнство: помощь людям или способ заработать?


Суррогатное материнство: помощь людям или способ заработать?
Каждая пятая пара в Новосибирской области не может иметь детей. Два-три десятка пар в год не опускают руки и обращаются к суррогатным матерям. Истины и заблуждения о суррогатном материнстве – в материале «Вестей».
5 июля 2017, 15:59
Светлана Масалкина / Фото: из открытых источников
Вести новосибирск

«Впервые я получила предложение стать суррогатной матерью, когда мне было 25 лет, долго сомневалась, но меркантильный интерес взял верх», – рассказывает Ольга и смущенно улыбается.

Ольга Патрина – суррогатная мама со стажем. Впервые она приняла участие в программе в 2008 году, а сейчас готовится выносить чужого ребенка уже в четвертый раз. При этом Ольга растит троих собственных детей.

Идея не пришла внезапно – присутствовал, прежде всего, финансовый интерес: суррогатное материнство принесло женщине хороший доход, его хватило на покупку жилья.

Суррогатная мама во время беременности находится на полном обеспечении (биологические родители ежемесячно выплачивают порядка 25-30 тысяч рублей на продукты питания,  медицинскую одежду в Новосибирске и посещение врачей), кроме того, после рождения ребенка женщина получает вознаграждение в 1 миллион рублей.

Согласно ст.55, п. 10 закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» суррогатной матерью может стать женщина от 20 до 35 лет, уже имеющая как минимум одного ребенка и «получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья». Что подразумевается под формулировкой «удовлетворительное состояние здоровья», непонятно, поэтому со стороны государства контролировать это практически невозможно.

В российском законодательстве вообще не прописана процедура передачи ребенка от суррогатной матери родителям. Единственный пункт – необходимость подписания соглашения между «матерью за деньги» и биологическими родителями. Если согласие о передаче прав на малыша не будет подписано, то он останется с суррогатной матерью. По закону матерью считается женщина, которая родила ребенка. Фактически, суррогатная мать остается законодательно незащищенной – в случае выкидыша на любом сроке она не получает миллионную денежную компенсацию.

Ухудшение состояния здоровья населения ведет к увеличению процента бесплодных пар. За последние 20 лет число официально зафиксированных случаев бесплодия выросло в несколько раз. Но, несмотря на то, что к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению) прибегает все больше и больше людей (еще несколько лет назад в программе принимали участие всего 2-3 пары в год), суррогатное материнство – не панацея. Процедура оказывается эффективной лишь в 30-35% случаев, хотя врачи говорят, что это очень высокий процент. Многим парам не удается добиться желаемого результата даже после нескольких попыток, и они остаются без детей.

Ольга обратилась в клинику, прошла необходимые медицинские обследования и легла на операционный стол для вживления эмбриона. К этому моменту у женщины уже было двое своих детей. Беременность и роды прошли без осложнений, и через 9 месяцев женщина осчастливила одну семью. После решения проблем с покупкой квартиры суррогатное материнство для Ольги – это способ помочь бездетным парам. Небесплатно, конечно.

Ольге уже 33 года, но она продолжает участвовать в программе. Сейчас она находится на стадии подготовки к новой беременности: проходит курс гормональных препаратов и находится под наблюдением врачей. Это последний раз, когда женщина будет вынашивать чужого ребенка (потом она не пройдет отбор по возрасту).

По статистике, в Новосибирской области каждая пятая пара бесплодна, но к программе суррогатного материнства прибегают не многие. Сейчас в Новосибирской области заключается всего по 2-3 договора в месяц о вынашивании и рождении ребенка. Благодаря процедуре ЭКО с 2001 года на свет появилось более 300 малышей. Ключевую роль в этом играет дороговизна процедуры: с момента заключения договора и до рождения малыша родители тратят около 2 миллионов рублей. В эту сумму входит оплата медицинских и юридических услуг, содержание суррогатной мамы и финансовая компенсация после рождения ребенка.

Но семьи, которые завели детей по программе ЭКО, не сожалеют о потраченных силах и деньгах.

«Я видела, что такое счастье. Я знаю, как выглядит настоящее счастье. Это глаза женщины, которая не могла иметь детей, но у нее появилась такая возможность. Она стала мамой. Ведь женщина, не имеющая детей – это увядший цветок», – подвела итог Ольга Патрина.

Светлана Масалкина / Фото: из открытых источников
читайте также