• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

В четырех районах Новосибирской области могут создать площадки для проведения гемодиализа

24 марта 2017, 11:15
«Наши люди в больницу на такси ездят» – так можно перекроить крылатую фразу из популярной советской комедии. Речь идет о больных из районов Новосибирской области, которые вынуждены ездить за сотни километров на спасительную процедуру «гемодиализ» – «искусственная почка». На Урале сегодня такую же проблему пациенты решили. Как?

Когда собственные почки отказываются работать, на помощь приходят искусственные. Гемодиализ – это машина весом около 80 килограммов, которая работает по принципу насоса: принимает кровь от больного, очищает ее и возвращает обратно. В Новосибирской области работает несколько центров гемодиализа. Последний открыли совсем недавно в рамках партнерства бизнеса и государства. Центр рассчитан на 250 больных, пациенты ни за что не платят – все за счет страхового медполиса. Проблемы попасть на процедуру нет, есть другая – у жителей отдаленных сел: как добраться до места проведения диализа. В каждом селе гемодиализ не сделаешь, да и не нужно – пациентов не так много. В Новосибирской области около 500 человек страдают хроническим заболеванием почек. Для малоподвижных больных еще не только спецтранспорт нужен, но и сопровождение.

В нашем регионе с проездом помогают социальные службы, но – лишь дважды в месяц. Служба «социальное такси» – есть, но в пределах 50 километров от областного центра. Новосибирцы оказались беспомощны перед проблемой. А в Свердловской области сегодня ее решили. С помощью уполномоченного по правам человека больные обратились в суд – и выиграли. Больницы обязали либо доставлять больных на процедуру гемодиализа своим транспортом, либо возмещать все расходы на проезд. Минздрав Свердловской области пытался опротестовать решение – безуспешно.

Руководитель областной пациентской организации Марина Лебедева  в интервью телеканалу «Россия 24» с уверенностью заявила, что новосибирцам не стоит использовать опыт другого региона страны.

«Проблема в том, что доставлять пациентов больницы на некоторое время – возможно, год, – решение суда будет иметь эффект, однако я не думаю, что это войдет в практику в дальнейшем. Причина банальна – отсутствие бюджета. Контролирующие органы не могут отследить оказание подобных услуг», – рассказала Лебедева.

Решение такой проблемы придумали в Москве: «Там один из наших коллег добился заключения договора между поликлиникой и ПАТП. Автомобиль собирает людей, прикрепленных поликлинике, и везет их на диализ. В регионах много людей, у которых нет работы, но есть собственный транспорт. На мой взгляд, они готовы работать в подобных условиях за деньги, собирая по 3-4 человека. Задача проста – поставить прием пациентов «в одну смену». Аналогичная система действует в Якутии, но её запустили волонтёры», – рассказывает Марина Лебедева. В то же время эксперт подчеркивает, что законодательных решений на федеральном уровне по данной проблеме нет.

«Нигде не написано, что транспортировка людей к месту проведения диализа и обратно является частью самой процедуры. Такой формулировки просто нет. Пока её нет, доставка людей – дело не Минздрава, а Минсоцразвития. Но есть юридическая коллизия: если человек не может попасть на процедуру, то выходит, что человеку недоступна необходимая медицинская помощь. А это – компетенции Минздрава», – отметила Лебедева.

Решение здесь должно быть индивидуальное. Кому-то на самом деле компенсации будет достаточно, а кому-то и предоставление транспорта – обязательно. Сегодня пациентская организация стала инициатором создания специальной рабочей группой трех министерств – здравоохранения, социальной помощи и труда. Как помочь людям, будут решать вместе. Один из вариантов – создание дополнительных центров гемодиализа в районах области. Уже названы районы, где, возможно, будет площадка для проведения гемодиализа. Это – Карасук, Краснозерское, Тогучин, Мошково. Татарск в список не вошел – открывать дорогостоящий центр ради нескольких больных невыгодно, уверены в Минздраве.