«Великая депрессия»: новосибирцы все чаще страдают от разрушительных эмоций


У кого-то – работа, семья, дом, машина. Казалось бы, жизнь удалась, а у обладателя «счастливого набора» – сплошные мучения, тревога, непреодолимая усталость. «Блажь, да и только, в меланхолию впал» – ворчим по привычке. Врачи думают иначе – болезнь.
14 мая 2017, 13:30
Вести новосибирск

По данным Всемирной организации здравоохранения на февраль 2017 года, более 300 миллионов человек в мире страдают депрессией. В России эксперты говорят о восьми миллионах, но цифры не точны – люди с такой проблемой у нас редко идут к врачу. Чем это опасно?

Не любой и не каждому признается: «я лечился в психиатрической больнице». Лера об этом рассказывает, пишет, дает интервью – чтобы каждый знал: депрессия – не блажь и не просто плохое настроение. Иногда – дорога на тот свет, болезнь. Если бы ей кто об этом подсказал раньше, может и не попала бы в клинику после хорошо спланированной попытки суицида. Потом – почти 2 месяца лечения. Психотерапевты, девушки на выставке предлагают антидепрессанты – всё это помогает, наконец, увидеть «свет в жизни» – впервые за 3 беспросветных года.

Лера Душкина: «Я даже, наверное, и мира-то не видела. Такой человек занят самокопанием. Очень большое чувство вины за то, что люди радуются, пытаются как-то развлечь тебя, дарят какие-то вкусные подарки, а ты не можешь этому обрадоваться... не можешь смеяться, как прежде».

«Соберись, развейся, отдохни. Не бери в голову». Пустые советы. Человек – на крючке, он заложник собственного мозга. Орган вырабатывает недостаточное количество нейромедиаторов, ответственных за позитивный взгляд на мир.

Марина Маркатун, врач-психотерапевт высшей категории, руководитель Регионального отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации: «Как может человек управлять своим мозгом, когда мозг в этот момент не дает ему возможности собой управлять? Поэтому мы помогаем – точно так же, как накладываем гипс на сломанную ногу. Мы даем возможность мозгу ночью справиться с депрессией, благодаря тому, что идёт усиленная выработка нейромедиаторов – серотонина, дофамина, – которые нам нужны для нормальной работы».

Заблуждение, что депрессии чаще подвержены женщины. Мужчины в расцвете сил и лет – высокие должности, большая ответственность – такие чаще обращаются к психотерапевту Марине Маркатун. У депрессии много масок: есть та, что укоренилась в генах, есть и та, к которой мы идём – и даже бежим – в течение жизни. Высокий темп жизни, желание всюду успеть, конкуренция, работодатель, реклама – всё говорит: «Ты можешь делать лучше, больше, быстрее!» Мозг на этой «автостраде» – как двигатель: перегревается, нуждается в лечении. Не можем же мы работать, к примеру, со сломанной рукой – берем больничный. Две недели, месяц, сколько понадобится – лист нетрудоспособности с диагнозом «депрессия» выпишет врач.

Елена Одарченко, заместитель главврача Новосибирской государственной клинической психиатрической больницы №3: «Пациент может быть и на амбулаторном режиме – то есть, он приходит согласно явкам, которые выписывает ему лечащий врач. Точно так же депрессию можно лечить и на дневном стационаре – в течение дня пациент приходит к нам, проходит лечебные процедуры, больничный массаж, а вечером он уже в привычной для себя обстановке».

При этом обмануть психотерапевта и прикинуться больным не получится. Не получится и «спрятать» болезнь. Там где не разглядел психолог, психотерапевт поставил Лере точный диагноз – эндогенная депрессия, – и отведет к врачу, пока не поздно.

читайте также