Борис Хлебников: «Аритмия» – история про попытки выбраться из кризиса»


Сегодня в кинотеатре «Победа» – премьера кинокартины «Аритмия». Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр». В Новосибирске за неделю до начала официального проката в России фильм лично представляет режиссер Борис Хлебников. Сегодня он – гость студии телеканала «Россия 24».
4 октября 2017, 13:59
Фото: Газета.ру
Вести новосибирск

Кинокартина «Аритмия» – это история врача скорой помощи, которого зритель увидит в максимальном напряжении человеческих сил. На работу приходит начальник, с которым возникает острый конфликт, а жена в это же самое время предлагает мужу развестись. И что предпринять в такой ситуации? Спасать других или спасать себя?

– Когда режиссер полагается не на исключительно рекламную кампанию своего фильма и приезжает представлять фильм лично, зрителю это даёт понимание, что с ним хотят диалога. И Вам сегодня такая встреча предстоит. Что Вы хотите сказать зрителям в ситуации того, что они увидят на экране?

– Я уже раза три или четыре приезжал в кинотеатр «Победа» и без всякой лести могу сказать, что это лучший кинотеатр в России, невероятно здорово сделанный. Я видел, как с каждым годом он собирал своего зрителя, где в прокате фильм, например, Сигарева, мог побить американские блокбастеры. Это – настоящий городской клубный кинотеатр. Мне любопытно встретиться с вашими зрителями, потому что они умные, толковые и интересные.

– Что Вам от них интересно услышать? Некоторые режиссеры говорят: «То, что я мог сказать зрителю, я сказал с большого экрана».

– Объяснять, про что фильм, я совершенно не собираюсь. Когда получается хороший разговор, он касается не того, про что фильм. Начинается разговор про частности, про детали, про актеров, про профессии. Очень много вопросов у зрителей про правдивость происходящего в кадре. Получается больше разговор не про кино, а про жизнь вокруг. Это любопытно.

– Мы знаем, что у фильма «Аритмия» есть некая документальная основа – это рассказы врачей, которых Вы собирали в регионах России. Как Вам удалось их разговорить, о чем Вы спрашивали?

– Нас интересовали факты и конкретные врачебные случаи. Мы общались и с врачами, и с заведующими отделениями, собирали информацию для сценария. У нас было порядка пяти-шести консультантов, плюс к этому нам помогали собирать материал режиссёры-документалисты, которые ходили за врачами не только на работе – на пьянках, в курилке, дома, за завтраком. Они просто снимали материал, и нам были интересны речевые характеристики – как они общаются между собой, что такое врачебный юмор и так далее. Часто у врачей черный и жесткий юмор. «Человеческий» материал собирали.

– Как Вам кажется, сплав документального и художественного кино – он появился недавно или так было всегда? Ведь у Вас есть фильм «Пока ночь не разлучит», который тоже имеет под собой работу с материалом от документалистов.

– Мне кажется, что если ты начинаешь проникать в другой мир и делать фильм про медиков… или до этого я делал фильм «Долгая счастливая жизнь» про фермеров... Я, живущий в Москве, мало что понимаю про это, и мне нужно было сделать какое-то исследование, чтобы это было по-настоящему. Мы делали в Петербурге отдельный показ для медиков, и они нашли только одну ошибку. У нас главная героиня поднимает снимок, и на нем рентген легкого без пневмоторакса, а у нас она говорит, что он с пневмотораксом. И я был горд, что из таких медицинских подробностей врачи уловили всего одну. Кажется, что остальным людям нет разницы – они не очень понимают. На самом деле, зритель все видит. Когда люди смотрят на профессиональную работу – кадры, где набирается шприц, как накачиваются легкие, – то это другая достоверность, если она сделана профессионально. Документальность важна для убедительности, для впечатления от героев.

– Спасать себя или спасать других – вопрос не праздный, ведь в этом году во всех кинокартинах, которые получили призы на «Кинотавре», этот вопрос звучит. Вопрос про выбор в ситуации, где выбрать ничего нельзя. Перед зрителем Вы ставите вопрос довольно остро, а Вы сами как на него отвечаете?

– У меня не было желания обобщения. Во-первых, это мелодрама. Во-вторых, это довольно частная история двух людей, которые любят друг друга, но в один момент заметили, что по квартире ходят параллельно и как-то перестали друг друга замечать. И женщина предлагает мужчине как-то разобраться, любят они друг друга или нет. А он при этом невероятно талантливый врач. Обычно талантливые люди, состоятельные в профессии, также невыносимы в личной жизни, в той же степени – они эгоистичны, инфантильны и так далее. Это замещение «большой жизни на работе». У меня нет выводов, это история про конкретных людей, которые пытаются выбраться из своего кризиса и что-то у них получается.

– А Вы с этой ситуацией никогда не сталкивались? Когда профессия мешала личной жизни. Ведь близкие хотят от нас времени, любви и внимания, а дело – это же долг.

– Довольно часто. У меня жена так же много работает. В этом смысле у нас полное взаимопонимание.

Фото: Газета.ру
читайте также