• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

«Есть мнение»: бардовское движение в Новосибирске

1 ноября 2016, 11:02
Олег Жуков в эфире программы «Есть мнение» на радиостанции «Вести.ФМ» обсудил с гостем передачи, организатором фестиваля «Гитара по кругу» Владимиром Аникеевым, развитие бардовской песни в Новосибирске.
«Есть мнение»: бардовское движение в Новосибирске

Олег Жуков: 6 ноября в Новосибирске пройдет фестиваль авторской песни «Гитара по кругу». Фестиваль организован при поддержке Новосибирской филармонии, в программе мероприятия – цикл песен сибирских бардов. Чем отличается бардовская песня от любой советской?

Владимир Аникеев: Советские песни в основном связаны с государственным заказом сверху. И профессиональные поэты придумывали прекрасные песни, которые поются и сейчас. Но на этом фоне не было слышно человека, не было слышно личности. Тогда их называли самодеятельными, сейчас – авторские бардовские. Кто-то закладывает в название клуб авторской песни.

 Есть критерии, по которым можно определить качество песни – динамика стихотворения, мелодичность и сложность аккомпанемента. Авторы основной смысл закладывали между строк. И прочитывать идею песни, угадывать мысль, и зачастую понимаешь одну и ту же песню по-разному.

Олег Жуков: Аудитория додумывает за автора, что он имел в виду?

Владимир Аникеев: Совершенно верно — и ты уже додумываешь, что сам чувствуешь. Есть несколько периодов авторской песни – есть советский, когда первая плеяда бардов, участники второй войны, вторая волна – послевоенная (такие как Владимир Высоцкий, Юрий Визбор). В Москве часто проходили фестивали – приходили несколько тысяч бардов, устраивались на поляне. Первый официальный бардовский фестиваль прошел в 1968 году в новосибирском Академгородке. В Новосибирске более 30 клубов авторской песни. Более 10 – детские клубы, где с ребятами занимаются бардовской песни.

Помимо «Гитары по кругу» в Новосибирске еще проходит масса фестивалей. Почти каждый клуб сам организовывает свои фестивали. Это многообразие дает возможность всем бардам поделиться своим творчеством.

Олег Жуков: Никогда не жалели что включились в это движение?

Владимир Аникеев: Я взял в руки гитару в 9-ом классе, два месяца учился в музыкальной школе, после решил, что мне этого достаточно, и дальше учился аккомпанировать самостоятельно. Учусь и сейчас, правда времени не всегда хватает. Желание бросить это никогда не было, потому что она несет много друзей, много знакомых, которые являются твоими единомышленниками, сами находятся в творческом движении. Это отдельный мир, своя отдушина.

Олег Жуков: Люди спрашивают, возможно ли получить заказы с помощью бардовской песни?

Владимир Аникеев: У нас были случаи, когда нам помогало Министерство культуры с организацией мероприятий. Хотя все концерты и фестивали построены на самоокупаемости. Зрители голосуют «ногами» за наши мероприятия, и без их поддержки мы бы ничего не устроили.

Олег Жуков: Еще спрашивают – много ли у нас ценителей бардовской песни? Это сотни людей, тысячи? У кого группируются люди, так скажем?

Владимир Аникеев: Я маленький секрет раскрою – я собираю анкеты на концертах и фестивалях. У меня в базе уже около 3 тысячи человек – это те люди, которые регулярно приходят на наши конспекты. Грушинский фестиваль собрал 300 тысяч участников. Можете представить – Ленинский район Новосибирска, палаточный городок, на улице много людей, десятки сцен на которых в режиме нон-стоп идет концерты. Естественно, когда человек становится лауреатом Грушинского фестиваля – это праздник души. 

На фестивале будут наши хорошие друзья, прекрасные исполнители, со своей атмосферой, эмоцией. Гости фестиваля найдут что-то близкое себе. 

Фото: из открытых источников