Корреспонденты «Вестей» увидели древнейший варган, изготовленный в Сибири

12 января 2018, 15:46
Сибирь была центром развития музыкальной культуры уже в начале нашей эры, об этом говорят находки археологов. Сегодня корреспонденты «Вестей» увидели древнейший варган.

Варган, комуз, дрымба – всё это названия, по сути, одного и того же инструмента, распространённого по всему миру. Артём собирает современные варганы, старается специально заказывать их мастерам разных национальностей. Звук у каждого уникальный, но их объединяет материал – сейчас их делают из металла.

Артём Фрицлер, коллекционер: «Есть разница при изготовлении, насколько большими делаются расстояния между деками и язычком – это тоже влияет на звук: он может быть или глуше, или звонче».

Но первые варганы делали из дерева и кости – и кое-где ещё до сих пор делают. Вот, например, хантыйский тумран из оленьего ребра.

Антон Лучанский, корреспондент: «Рог и кость – одни из самых древних материалов, которые люди использовали для изготовления орудий. Вот, например, такая накладка на лук – костяная, средневековая, а эта накладка – роговая, она относится к хуннскому времени. Самое главное, когда обнаруживают такие предметы при раскопках, – правильно определить их назначение».

На луке, разумеется, копии древних накладок. А здесь – подлинники (причём целый технологический цикл, от заготовки до готового варгана) – результат раскопок в древних поселениях долины Катуни. По словам Андрея Бородовского, варган даже способен звучать – правда, такие нагрузки для древнего инструмента сегодня губительны. Археолог датирует находку вторым-пятым веком нашей эры, но уверен – находили и более ранние варганы, просто их не могли «опознать», принимая за гребёнки и другие бытовые предметы. Такой был обнаружен, например, под Колыванью.

Андрей Бородовский, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН: «Современное музыкальное значение Новосибирска неслучайно, потому что здесь, на этой территории, всегда делали своеобразные музыкальные инструменты. И мы входим в такой «музыкальный кластер», где музыкальные инструменты производились, развивались».

Свою теорию Бородовский намерен подтвердить дальнейшими исследованиями. Археолог решил плотнее заняться металлическими варганами, ведь чаще находишь тогда, когда знаешь, что искать.