«Особый фронт»: о первом секретаре Новосибирского обкома Михаиле Кулагине


75-летие со дня сражения под Курском. О героях Великой Отечественной сказано много, однако подвиги совершали не только на фронте. В Новосибирске в годы войны трудился, как сказали бы сегодня, глава региона, а тогда – первый секретарь Новосибирского обкома Михаил Кулагин. Приезжий из столицы, вступил в должность 21 июня 1941. На следующий день новому руководителю пришлось выполнять задачи, которые в мирное время показались бы невозможными.
26 августа 2018, 11:40
Вести новосибирск

Человек особого таланта, управленец редкой судьбы. Счастливой ли? На долю Михаила Кулагина выпало руководить областью на протяжении всей войны, с первого дня: нёс личную ответственность за эвакуацию предприятий, людей, поставку на фронт из глубокого тыла оружия, продуктов, одежды. Перед центром не только репутацией – головой отвечал за любые возможные промахи. Был стеной, на которую в самые тяжелые для страны годы могли опереться сибиряки и власть.

Олег Серёгин, ведущий архивист Государственного архива Новосибирской области: «Родился в 1900 году в селе Маругак Московской губернии в семье крестьянина».

Кулагин – ровесник века. Его жизнь, как и то переломное для страны время – одно сплошное преодоление. В 1914 потерял родителей, подростком работал в Москве по найму. В 1918 записался в ряды Красной Армии, после демобилизации – служба в милиции. Занимает командные должности и, по всей видимости, хорошо себя рекомендует – стремительно набирает обороты его политическая карьера: сначала столичный регион, затем Минск. В Новосибирск москвича Кулагина направляют в 1941, в должность первого секретаря обкома он вступает 21 июня – за день до нападения Гитлера.

Константин Голодяев, сотрудник Музея города Новосибирска: «То, что он вступил в должность за день, это, может быть, и совпадение, но то, что его прислали перед войной работать на этот участок – я думаю, это не совпадение. Потому что в Москве понимали, что война грядет, она неизбежна, и, видимо, для того, чтобы укрепить этот регион, подготовить его к принятию заводов, и был сюда послан этот человек».

Его задачи резко отличались от тех, что стоят перед управленцами в мирное время. Вопросы посевной, уборочной, хозяйственные текущие дела никуда не делись, их тоже нужно было решать, но на первом плане – эвакуация и тыловое снабжение фронта. В Сибирь потянулись эшелоны с людьми и оборудованием. Первые станки прибыли уже в августе 1941, гигантский перевоз мощностей растянулся почти на год.

Олеся Герасименко, корреспондент: «Морозным утром 1941 жителей улицы Дуси Ковальчук разбудил паровозный гудок: по трамвайному пути шёл маневровый поезд с гружеными платформами. Паровоз протяжно свистнул и стал медленно останавливаться»… Живое воспоминание старожила Василия Блиновского из книги мемуаров «Мой Новосибирск». Так, в облаках паровозного пара, в наш город доставляли оборудование одного из московских заводов – Завода имени Ленина».

69-й завод имени Ленина – будущий Новосибирский приборостроительный завод. Будущий НЭВЗ – Электровакуумный – в Новосибирск прибыл под именем «Светлана». А ещё Сибсельмаш, Инструментальный, «Искра» – полсотни оборонных предприятий из Ленинграда, Москвы, Украины. С колёс – к станкам: по приезду в считанные дни специалисты налаживали выпуск гранат, пулемётов, снарядов, мин.

Елена Макарова, руководитель музея «Заельцовка» – филиала Музея города Новосибирска: «Я считаю, что для того, чтобы эвакуированные предприятия максимально быстро, оперативно и качественно стали выполнять задачу «Всё для фронта! Всё для Победы!», сделано было максимально всё».

Перевести на фронтовые рельсы нужно было и гражданские предприятия, а ещё – сохранить культурное наследие. В Новосибирск эвакуировали Московский театр Пушкина, Ленинградскую филармонию. Новосибирский Оперный в годы войны стал самым крупным музейным хранилищем планеты – фонды Третьяковки, Эрмитажа и ещё двух десятков музеев сберег под своими сводами. Решение Кулагина – обеспечить «Сибирский Колизей» бесперебойной поставкой угля. Городу топлива не хватало, а к Оперному каждый день подвозили по вагону... Но он, москвич с крестьянскими корнями, не мог допустить гибели культурных сокровищ нации.

Конечно, первая забота Кулагина – люди: обеспечить эвакуированных провиантом, теплой одеждой, найти жильё. Размещали приезжих в бараках, землянках, «уплотняли» квартиры сибиряков, в комнатушках ютились семьями, но все понимали – такова цена Победы.

Ирина Москаленко, приёмная внучка М. В. Кулагина: «Он, конечно, очень много работал, дома появлялся редко. Но когда поздно приходил, то в своей библиотеке, в кабинете, оставался один. И он плакал. Настолько было тяжело».

Руководил областью Михаил Кулагин вплоть до 1948. Судя по документам, которые сохранились в Госархиве, жители обращались к нему как к последней инстанции – справедливому, честному, порядочному человеку. В заслуги Кулагину историки ставят решение о строительстве Коммунального моста в Новосибирске и многих других объектов. Война закончилась, но жизнь продолжалась – Кулагин это понимал, кажется, лучше многих.

Олеся Герасименко, корреспондент: «Михаил Васильевич не только от сибиряков требовал максимальной отдачи – он сам «горел» на работе. В военные годы жил в нечеловеческом напряжении – бессонные ночи, постоянное чувство ответственности за тыловую поддержку фронту: всё это не могло не отразиться на его здоровье. В 1948 у Кулагина диагностируют серьёзные проблемы с сердцем. Его сразу переводят в Москву, под наблюдение врачей Кремлевской больницы».

Умирает Михаил Васильевич в 1956. В Новосибирске в областной газете – лишь небольшой некролог. Город будто про него забыл, стремительно несся дальше… Но новосибирцы благодарно возвращают имена забытых героев Победы: в XXI веке – о нём книги, статьи, документальные фильмы, в честь первого секретаря обкома именуют одну из улиц в Октябрьском районе. С Сибирью москвича Кулагина связали узы крепче кровных.

Город и сегодня стоит на том фундаменте – экономическом, культурном, социальном, – что был заложен в годы Великой Отечественной войны. Кулагин, управленец редкой судьбы, без сомнения, в истории Новосибирской области – один из самых достойных.

читайте также