Выше нее - только труба ТЭЦ-5. Высота мачты – 205 метров. Радиостанция № 1. Ее построили в 1931 году. Вещание - от Урала до Востока. Последние известия, радиоспектакли, концерты. Понемногу рос поселок вокруг станции. Была даже своя пожарная часть. В 38-м случилось несчастье: в мачту врезался кукурузник. Городской аэродром неподалеку, пилот сбился с курса. Через 7 лет – новое ЧП.
Татьяна Моноенко, корреспондент: «Зимой 1945 года самолет «Дуглас» летел по маршруту Улан-Батор – Новосибирск – Свердловск. В Новосибирске - оттепель, туман. Территория станции освещена прожекторами. Пилот, по всей видимости, принял их за полосу и начал снижаться. Правым крылом задел оттяжку мачты. Самолёт рухнул. В авиакатастрофе погибли все 18 человек».
Вместо деревянной мачты построили металлическую. 90-е – начало 2000-х. Кризис в стране, в радиоотрасли. Станцию закрывают. Мачта привлекает внимание разве что любителей острых ощущений.
Любовь Грушецкая, работник Радиостанции № 1: «Сэлфи... Лезут... Сколько сдавали в полицию».
Оставлять мачту и экономически невыгодно. Решили демонтировать.
Александр Отцецкий, директор филиала государственной компании «Российская телевизионная и радиовещательная сеть «Сибирский региональный центр»: Жалко… поселок - 300 человек. Конечно, им горестно на это смотреть, но времена меняются. Новые средства: будет развитие ФМ-вещания».
Развернули настоящую спецоперацию. Начали по одной срезать оттяжки мачты. После первой она ломается на треть.
Срезают вторую, третью… Мачта стоит. Пятая оттяжка - антенна падет вниз.
Вышка не сдавалась несколько часов. Почему? Металл, по всей видимости, времен Великой Отечественной. Да и строили в те годы - на века. Она простояла чуть меньше века.