Свидетель секретной истории России: удивительная судьба Михаила Чернышова


Он учился летать в темноте, чтобы бомбить фашистов по ночам. Он перегонял американские самолеты по ленд-лизу между континентами. Он жил под грифом «секретно», спускался в кратеры вулканов и обедал у Покрышкина. Кажется, он один прожил несколько жизней. Его зовут Михаил Чернышов, ему девяносто и в свободное время он строит спецтехнику. С человеком, о котором можно снимать кино, познакомилась Ирина Якубова.
19 ноября 2017, 15:22
Вести новосибирск

Небольшое село Чернаково. Пустить корни в сибирской глубинке уговорила жена полвека назад, до этого колесили по стране. Проектировал, строил дома, правительственные здания, учил молодежь. Вспоминает – пешком по тайге прокладывали трассы для ЛЭП, жили в палатках. Это – в гражданской жизни. О военных подвигах даже близкие – жена, дети (а их у Михаила Григорьевича было пять) – знали мало.

Он ушел добровольцем, в шестнадцать. По приказу Сталина младше 17-ти на фронт не брать – в самое пекло не попал, отправили в летное училище, готовили для заброски в тыл врага. Пока учился, поручили фотографировать с высоты строящийся тогда в Новосибирске Оперный театр. В 1945 случай свел его с легендой – трижды Героем Советского Союза летчиком-асом Покрышкиным. Полетели выбирать площадку для аэродрома в Камень-на-Оби, а на обратном пути пассажир попросил выполнить задания высшего пилотажа.

Перед Русско-японской войной забросили на Дальний Восток. Ему – 18, по возрасту не проходил, но приписали два года – летать было некому. Из пилотов, перегонявших самолеты из Америки по ленд-лизу, сегодня в живых – только Михаил Григорьевич. Операция секретная, многие не долетали. На втором рейсе разбился и самолет Михаила Григорьевича. Он выжил чудом, лечили тайно.

Лыжный переход в честь 70-летия Сталина, тысяча километров по Камчатке – пропаганда советского спорта и мужества. Лишь избранные знали цель – нанести на карту секретные аэродромы. Наград немного – в основном юбилейные, победные.

На «гражданке» начал жизнь заново. Лодки, байдарки, болотные лыжи, всё для охоты: Михаил Григорьевич – большой любитель. Эта чудо-машина – творение Михаила Григорьевича. Амфибия-болотоход: кузов – от немецкого мини-автобуса, гидронасосы, моторы – от комбайна. В топких местах – незаменима, ходит прямо и боком.

Сейчас ему 90. Всё так же полон сил и энергии, всё так же мечтает. Хочет создать в родном селе Музей дружбы народов Америки и России. Поставить самолет, на котором летал. Построить еще одну чудо-лодку – друзья попросили.

Михаил Чернышов, участник Великой Отечественной войны: «Может, и не потребуется ничего, но мне надо энергию свою куда-то тратить».

Дети зовут Михаила Григорьевича к себе: что он тут – сам стирает, убирает, готовит, один. Здесь – могила жены. И природа. Жить надо в гармонии с ней, учила его мальчишкой бабка-чеченка.

Михаил Чернышов, участник Великой Отечественной войны: «Если у меня внуки спросят, что я сделал для страны, мне не стыдно будет ответить им, что я сделал. Я жизнь свою посвятил служению Родине».

читайте также