Тимофей Горбачев: человек - сибирская легенда


Человек - сибирская легенда. Это о Тимофее Горбачеве. Сегодня исполняется сто пятнадцать лет со дня его рождения. Инженер, новатор производства, ученый и организатор науки. Перечень заслуг Горбачева впечатляет. Кузбассу его таланты помогли выйти на новые уровни добычи полезных ископаемых, а Новосибирску стать научным центром Сибири.
23 июня 2015, 11:30
Вести новосибирск

Горбачев - это Сибирский Ломоносов, по части влияния на науку за Уралом века двадцатого. Именно он, как свидетельствовал сам Академик Лаврентьев, сыграл важную роль в том, что Академгородок построили в Новосибирске. Тогда Тимофей Федорович был председателем Западно-Сибирского филиала академии наук СССР. И с первых дней выступал за укрепление связи со столичными коллегами. А когда из Москвы поехала делегация ученых, самый радушный прием им оказал именно Горбачев. Тогда рассматривали много вариантов, где создать научный центр. Среди них, например, Иркутск — Восточно-Сибирский филиал. Но там лишь жаловались на тяжелую жизнь и нехватку ресурсов.

Леонид Зворыгин, руководитель музея института горного дела СО РАН: «Иначе понял задачу Горбачев. Он заявил Лаврентьеву, что мы поделимся всем, чем располагаем. Считайте, что с сегодняшнего дня весь потенциал филиала перешел в ваше распоряжение».

На такое нельзя было ответить отказом. Впрочем, как выяснилось позже, на Горбачева можно было опереться и по ходу гигантского строительства под Новосибирском. Этот человек знал местные условия, но более того, он пришел в науку из производства — прошел все ступени в угольной отрасли Кузбасса. При нем начинали и шахты и социальную сферу. Так что со строителями он мог разговаривать на одном языке

Михаил Курленя, врио директора института горного дела СО РАН, академик: «Он чрезвычайно требовательный человек. И не только к себе. Ту задачу, которую поставили, он считает, что надо выполнить. Я запомнил его замечательное правило. Нерешаемых проблем нет, надо просто брать и решать».

В самой науке Горбачев свое слово тоже сказал уверенно. Помимо забот заместителя председателя сибирского отделения РАН, руководил им же созданной лабораторией горного давления. В пятидесятых это было все в новинку, но, определенные тогда направления исследований уже давно в реальной жизни: стали фундаментом научной, безопасной разработки подземных горизонтов. Например, измерение напряжения пластов. Все дело в том, что Горбачев обладал уникальным даром видеть новое, перспективное, востребованное. Ходили легенды, как он жестко подавил оппонентов Николая Чинакала, мешавших ему в тридцатых годах внедрить щитовой метод разработки круто падающих пластов угля. Как выяснилось, это была революция в горняцком деле. Сам Тимофей Горбачев был не медийной личностью. В кадр попадал редко. Но влиянием обладал огромным. Путь к этому был трудный. Тянувшийся к знаниям парень в институт сразу после реального училища не попал, так как оказался в окопах гражданской войны. Как минимум пять лет потерял. Не из-за желания ли наверстать упущенное и забыть ужасы войны он в учебе, работе и науке был ненасытен и неуемен. О войне, как рассказывают близкие, никогда не вспоминал, хотя знал, что такое перестрелка, и что такое ходить в штыковую.

Михаил Курленя, врио директора института горного дела СО РАН, академик: «В основном обсуждал обучение в томском политехническом. Так показалось, что та среда — научная, студенческая - она основой была формирования его как личности».

Горбачев окончил вуз в двадцать восьмом году, почти в тридцать лет. Полгода работал горным инженером. Потом началась его проектная деятельность. Дальше выступил уже в роли организатора научно-проектных групп и организаций. В тридцать третьем он опять на производстве. Стал главным инженером шахты центральная Осинниковского района Кузбасса.

Леонид Зворыгин, руководитель музея института горного дела СО РАН: «Первый конвейер, первую вырубочную машину, первый электровоз пустили на этой шахте. Он был с первых шагов инициатором всего нового».

Дальше так и было: то научно-проектная работа, то производство и внедрение всего нового. В годы войны, предприятия, где главным инженером был Горбачев, увеличили добычу угля в полтора раза. В пятидесятые Горбачев становиться председателем Западно-Сибирского филиала академии наук СССР. Горбачев понимал: Кузбасс — далеко не вся Сибирь. И чтобы взять богатства - нужная большая наука, из Москвы. К ней вдобавок надо будет развернуть самую широкую подготовку будущих кадров. Буквально в подвалах недостроенных институтов открывали вечерние школы молодежи. Увидев воплощение мечты — город науки, Тимофей Горбачев принял это с горячим сердцем. Например, невзирая на чины и звания, мог отправлять сотрудников научных учреждений за парту — в Новосибирский университет. Отказаться — никто не решался. Но теперь своего учителя лишь благодарят.

Михаил Курленя, врио директора института горного дела СО РАН, академик: «В тот момент университет был очень молодой, и были выдающиеся педагоги, которые приехали. За этот год я получил образование не только по физике, механике, математике, но я огромное получил понимание философских проблем, жизненных».

Тимофей Борисович сражался за науку, где бы он ни находился. Но и наука билась за него. Звание члена корреспондента академии наук Горбачеву присвоили, минуя научную степень доктора наук. В истории факт уникальный. 

читайте также