Удивительная творческая династия новосибирских художников: семья Меньшиковых

24 декабря 2017, 13:25
Много ли в Новосибирске художников? Не тех, кто в душе считает себя таковым, а официально работающих в этой профессии? Если судить по численному составу местного отделения Союза художников, вовсе нет – меньше 150 человек. Зато в Новосибирске есть удивительная творческая династия – семья Меньшиковых.

Основатель – Михаил Иванович – был известным скульптором, два его сына стали художниками. Данила живет и работает последние годы в Москве, а его младший брат Сергей Михайлович творит в Новосибирске. Недавно он отметил 60-летний юбилей персональной выставкой. Художник Меньшиков, по его собственному признанию, давно не строит планов – само всё выстраивается, – не ждет музы – эффективнее лично взяться за работу, – а свою мастерскую делит на две зоны: комфорта и туманности. На выставке и в гостях у художника побывала наша съемочная группа.

Хвалебных од от зрителя Сергей Меньшиков не ждет, на чужое мнение предпочитает не ориентироваться, тем более что ориентиры эти зачастую фальшивые и навязанные. Рисует не ради признания, а потому что не может не рисовать. Сейчас. А ведь стал художником почти случайно. И сюжет истории – почти классический: поступать в Художественный институт поехал… с друзьями за компанию. Как всё было дальше, несложно догадаться.

Одна из первых сохранившихся работ – автопортрет. Художник словно приветствует посетителей на выставке в честь своего 60-летия. На картине пометка: «Не продается». На некоторых других – «Уже продано», «Находится в собственности» – из частных коллекций их привезли специально для экспозиции. И вот такая оценка – желание повесить картину у себя дома – для Меньшикова – самая дорогая.

Сергей Михайлович – художник увлекающийся, одним жанром себя не ограничивает: пейзажи, натюрморты, абстракции, иллюстрации к книгам. Рисунками к роману Голдинга «Повелитель мух» особенно доволен, но увидеть их можно только на выставке – издатель иллюстрации заказал, а книгу не выпустил. История с картинками к «Сказкам дядюшки Римуса» еще более неприятная: издание вышло, но заказчик за работу не заплатил.

«Грех» для Сергея Меньшикова – не просто слово из лексикона: на религиозные темы – несколько картин и несколько масштабных работ: расписывал храмы в Ханты-Мансийске, Мочище, Татарске – там же, кстати, родилась идея картины, над которой художник трудился почти шесть лет. Хотя сколько времени ушло на ту или иную работу, порой и не подсчитать.

Сергей Меньшиков, художник: «В работу над картиной входит не только стояние у мольберта, она же может «перевариваться» в сознании, а этот период невозможно отследить».

Вот здесь совершается таинство творчества – мастерская художника. О работах, увезенных на выставку, напоминают только болтающиеся лески. Но и без картин здесь – как в музее: что ни возьми – настоящий экспонат. Даже доски для багета. Распилить, обтесать – этим Меньшиков занимается с не меньшим удовольствием, весь инструментарий – на балконе мастерской. Эти несколько квадратных метров художник называет «зоной комфорта». Здесь всё – в его руках.

На взгляд неискушенного зрителя – картина готова. Автор же видит десятки деталей, требующих проработки. Этот пейзаж узнает каждый новосибирец – импровизация на тему Богдашки (любимая улица художника Меньшикова в Новосибирске).

Сергей Меньшиков, художник: «Застройка эта в нашем городе такая гуманная, человечная. Потому что там масштаб «человек-дом-дерево» соблюден: дерево выше дома. Вот здесь мы где-нибудь видим дерево выше дома?»

Искусствоведы говорят – изобразительное искусство в мире понимает лишь 1% людей, и при этом рассказывают необыкновенные истории о том, как самый далекий от живописи или от графики человек на выставке картин подойдет обязательно к шедевру. Сергей Меньшиков к статистике равнодушен, для него главное – другое: увидеть красоту, найти гармонию – в домах, деревьях, лицах, в своем внутреннем мире, отразить ее на холсте и показать другим. Так он создает вокруг себя среду, в которой комфортно ему, и очень рад, если и еще кому-то. Творческий процесс сопровождает трубка, паузы в размышлениях заполняет гитара.