• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

В Новосибирске отмечают День Воздушного флота России: специальный репортаж

20 августа 2017, 11:00
Третье воскресенье августа – профессиональный праздник для всех, кто опроверг утверждение «Человек летать не может». Праздник, который начинают отмечать по советской традиции 18-го числа, – День Воздушного флота России. День пилотов и работников авиационной инфраструктуры, авиастроителей, бортпроводников и тех, кто на земле обеспечивает безопасность полетов.

Новосибирск вообще «город с крыльями»: здесь – авиакосмический лицей и университет, где учат самолетостроителей, здесь – авиазавод, где строят истребители-бомбардировщики для армии и завод, где ремонтируют и модернизируют вертолеты, здесь – научно-исследовательский институт, где проектируют и испытывают авиатехнику, и Академгородок, где в научных лабораториях рождаются авиакосмические новинки.

В Новосибирске – крупнейший за Уралом аэропорт и Родина одной из крупнейших авиакомпаний России, а значит, к самолетам здесь относятся по-особенному. Кто и как и в будни, и в праздники работает на земле, чтобы в небе мы чувствовали себя в безопасности?

Из Новосибирска – в Сочи. Регистрация подходит к концу. До начала идеального путешествия к Черному морю в августе остается около часа – именно в это время приземляется борт, который увезет счастливчиков по назначению. И, чтобы путешествие было действительно идеальным, крылатую машину тут же окружают заботой.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «Как только самолет приземлился, он сразу попадает в руки наземных служб. У специалистов есть в среднем 50 минут на то, чтобы подготовить борт к новому вылету».

Четко, точно, оперативно, по строгому регламенту – буквально по минутам.

Сергей Фальшин, начальник участка ЦПТО «Сибирь Техник»: «Всё очень похоже на большой муравейник: к самолету со всех сторон съезжаются службы, и в течение 40-50 минут они все должны независимо друг от друга сделать свою работу – и так же разъехаться. И получается, когда приходят новые пассажиры, они ничего уже не видят, потому что все службы сделали свое дело и уехали».

Техники первым делом осматривают самолет снаружи – это обязательная часть работы. Каждый метр обшивки, шасси, двигатели. Пальцами прощупывают все тридцать шесть лопаток в каждом двигателе – они должны быть ровными, без сколов и царапин. Пристальное внимание к каждой мелочи. В это же время подъезжает служба заправки – это не бензовоз, а машина-насос. Стоянки оборудованы специальной скрытой магистралью для топлива, и с помощью оборудования его закачивают в крылья самолета буквально из-под земли. Специалисты контролируют объем, а автоматика распределяет его по бакам, чтобы обеспечить равномерную загрузку самолета. Топлива всегда берут с запасом, чтобы у экипажа была возможность маневра – например, уйти на запасной аэродром.

Поднимаемся в кабину пилотов. Кресло командира воздушного судна «Аэробус А-320» на земле занимает инженер «Сибирь Техник». Он уже поговорил с пилотами и узнал, как машина вела себя в предыдущем полете. Техническую информацию выдает и система внутренней диагностики. После приземления специальный принтер печатает отчет.

Сергей Фальшин, начальник участка ЦПТО «Сибирь Техник»: «Мы заходим в систему, у нас есть распечатка, и она показывает, насколько самолет исправен. Допустим, на нашем самолете – смотрите – нет никаких отказов, все исправно, самолет абсолютно исправен. Самолет нам об этом говорит сам: «После предыдущего рейса самолет абсолютно исправен».

Тем не менее, инженер должен удостовериться, что все системы готовы к безотказной работе. Все это время снаружи техническая служба проверяет все системы, смазывают агрегаты и узлы. Раз в полтора года каждый самолет оправляют в ангар, где его разбирают и проводят базовое техобслуживание с использованием всех возможных средств диагностики. Предполетная подготовка не менее важна, это словно пит-стоп «Формулы 1» – здесь важна и скорость, и качество. Каждый специалист знает свое место, нет лишних движений. Все они прошли строгий отбор. Авиационное образование – пять лет в институте, и затем минимум дважды в год – повышение квалификации. Но и этого недостаточно.

Сергей Фальшин, начальник участка ЦПТО «Сибирь Техник»: «Если мы посмотрим – в аэропорту все самолеты разные. Техники, инженеры должны быть обучены на тот тип самолета, который эксплуатируется».

От квалификации инженеров и техников зависит безопасность полетов. Техобслуживание самолетов S7 Airlines, к примеру, проводят сотрудники крупнейшего в СНГ холдинга «Инжиниринг», чьи специалисты умеют работать с самым большим количеством типов самолетов как российского, так и зарубежного производства. Техники – они вообще серьёзные люди. Со здоровым чувством юмора.

Сергей Фальшин, начальник участка ЦПТО «Сибирь Техник»: «У нас есть «кабаны», есть «слоны». Кто такие «кабаны» – это специалисты, которые обслуживают, ремонтируют пассажирский салон, кресла, багажные полки. Почему «кабаны» – по-английски «салон» – «кэбин». «Кэбин» – «кабан»… А «слоны» – это люди, которые обслуживают самолет, шасси, двигатель и т. п. Идет из аббревиатуры «специалист по летательным аппаратам». Укоренилось – «слоны», «кабаны». А специалисты по авиаонике, по посадочным системам, системам связи, называются «спецы». В итоге – спецы, кабаны и слоны».

Время оперативного обслуживания подходит к концу, и в салон уже вернулся экипаж. В это время загружают бортовое питание и воду. Кстати, хотя стюардессы наливают пассажирам воду из бутылок, вся она – в том числе, в туалетах – чистая, питьевая. Когда к трапу подвозят первых пассажиров, техники заканчивают проверку всех систем.

Осталось загрузить багаж. Его тоже распределяют в отсеках самолета равномерно, тщательно крепят, чтобы сохранить правильную центровку самолета. Стюардессы уже помогают разместить ручную кладь и приветствуют пассажиров. В кабине – пилоты на прямой связи с инженерами и диспетчерами – человек на земле должен лично убедиться, что двигатели запущены, не издают посторонних шумов. Аэробус начинает движение по перрону, но технические службы всё еще внимательно наблюдают. Несколько метров, проверка тормозов – и можно выдохнуть: самолет к взлету готов.

Несколько часов в небе, но когда счастливые пассажиры сойдут с трапа в городе у Черного моря, в этот самолет снова зайдут специалисты наземных технических служб.