• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

В Новосибирске отметили международный день авиадиспетчера

21 октября 2016, 14:16
Небесные лоцманы отмечают профессиональный праздник - международный день авиадиспетчера. О тех, кто ориентирует пилотов на земле и в небе над новосибирской воздушной гаванью - корреспондент «Вестей» Максим Шевченко подробнее.

В аэропорту раннее утро. В диспетчерской — тихо, но работа кипит. На экранах десятки точек. Со всех сторон слышны переговоры экипажей с «землёй».

Максим Шевченко, Корреспондент: За столом у диспетчера настоящий командный пункт. Здесь он может следить за всеми прилетающими и улетающими самолётами. Связываться с пилотами и аэродромными службами. По сути, эта техника позволяет работать практически в любых условиях. Но работают диспетчеры, всё равно, в высокой башне с обзором в 360 градусов. Всё потому, что в первую очередь они доверяют только своим глазам.

Самолёты летают по маршрутам, со своими правилами движения. Но зачастую воздушные трассы приходится корректировать на ходу - самолёты отводят от военных полигонов, во время учений, и карьеров - где взрывают породы.

«Там не летаем, самолёты не снижаем. И любая работа, посмотрите, сколько у меня здесь, весь лист исписан - это всё ограничения на сегодня».

До сих пор во время радиообмена диспетчеры с пилотами говорят на двух языках. С российскими — на русском. С зарубежными — на английском. Из-за этого лётчики из разных стран друг друга понимают не всегда. Руководитель полётов Александр Пигарев замечает - ответственность за ситуацию в небе целиком и полностью - возложена на диспетчера.

Александр Пигарев, Руководитель полётов: На данный момент нет такого жёсткого приказа, чтобы со всеми говорить на английском. Я больше скажу — не все готовы это делать, я имею ввиду пилотов.

Когда самолёт касается полосы - работу начинает диспетчер руления. Он ведёт самолёт на стоянку. Глядя в бинокль решает сложные задачи - например, как расставить самолёты, чтобы пассажирам, которые прилетели с курорта в мороз - было тепло.

Анатолий Сенюшин, Диспетчер руления: Только пять телетрапов, три из которых обеспечивают тёплый приём пассажиров - их всего три штуки. На всех мест не хватает.

Правила работы диспетчеров - постоянно ужесточают - для большей безопасности. Работа — напряжённая и ответственная. От этих людей зависят тысячи жизней. И в авиации уверены — несмотря на новые технологии, профессия долго не исчезнет. В обозримом будущем компьютеров, способных заменить авиадиспетчера, не появится. 

Максим Шевченко, Роман Шулик