В это почти невозможно поверить. Ил-2 – в небе. Летающий танк. Легендарный штурмовик Великой Отечественной. 70 лет пролежал на дне озера и – снова в строю.
Оксана Тарасенко, корреспондент: «19-й борт Валентина Скопинцева – на сегодня это единственный в мире самолет Ил-2 с прямым крылом, а для России это вообще единственная машина Ил-2, при том, что этот тип самолета считается самым массовым в истории военной авиации. Таких в Великую Отечественную на всех фронтах билось 36 тысяч. Но до наших дней не дожил ни один».
И этот погиб. В 1943, под Мурманском. В 2012 году Ил-2 подняли со дна и привезли в Новосибирск. Месяц до полета – Ил почти собран. За плечами новосибирских авиареставраторов – два десятка восстановленных самолетов Второй мировой, но этот – особенный: его собрали на 60% из родного металла, даже силовой каркас – тот, из сороковых. Такого не делал еще никто в мире.
Пусть его видят и восхищаются теми, кто воевал там, где даже 11 миллиметров брони не спасают. Директор Института авиации Владимир Барсук – бессменный летчик-испытатель крылатых раритетов – помогает представить условия.
Впервые в истории авиареставрации большую часть работ оплатило государство – через Объединенную авиастроительную корпорацию. Впереди у Ил-2 летчика Скопинцева – насыщенная мирная жизнь: музей, авиашоу, съемки в фильмах. Новосибирцы гарантировали 20 лет эксплуатации. Оружие Великой Победы – снова в небе.