Астрономия где-то рядом: есть ли место звездному небу в школе?


Астрономию вернут в школьную программу, на этой неделе пообещала новый министр образования России. Этот предмет исчез из школьной программы в начале девяностых. С тех пор и идут звездные войны — между теми, кто считает, что тему можно изучать в рамках других дисциплин, например, физики, и теми, кто требует вернуть детям знания о космосе официально. После заявления Ольги Васильевой вторые получили перевес. Хотя, можно ли считать победой, например, один урок астрономии в неделю? Тем временем новосибирцы доказывают: кто хочет получить знания — получит. Наш регион встречает гостей одиннадцатого Сибирского астрономического форума.
25 сентября 2016, 14:00
Ольга Дурных, Андрей Куропаткин, Иван Осинцев
Вести новосибирск

Красота на расстоянии тысяч световых лет. Двойная звезда в созвездии лебедя. Голубой гигант и красный сверхгигант вращаются друг вокруг друга. Что там — в дальних уголках вселенной — рассказывают на уроке тротуарной астрономии.

Дмитрий Метальников, представитель Новосибирского астрономического общества: Почему луна фазы меняет, как так происходит? Почему она вообще светится? А она не светится, оказывается, она отражает солнечный свет. Почему видим звезды и почему днем их не видим. Почему небо голубое. Дети часто задают этот вопрос, не каждый взрослый ответит на этот вопрос.

Прохожие то и дело останавливаются. Кто-то вообще ни разу в жизни не смотрел в телескоп. А тут — первый взгляд и сразу любовь. Из таких влюбленных и состоит новосибирское астрономическое общество.

Александр Тюлькин, астроном-любитель: Буквально год назад мы были на такой же тротуарке у «Мегаса» на Ипподромке и увидели, как ребята показывают звезды, решили приобрести себе телескоп, это мой второй телескоп.

Стоит несколько десятков тысяч рублей. Но Александр не жадничает, бесплатно за свой счет вывозит в центр города. Космоса хватит на всех.

Ольга Дурных, корреспондент: Больше 400 лет люди с помощью телескопа наблюдают за тем, что творится в далеком космосе. Так Галилео Галилей узнал, что у Сатурна есть кольца, на солнце — пятна, а на луне — кратеры. Любителем астрономии был и Петр I, по его указам в России печатали звездные карты. Представить советскую школу без астрономии тоже невозможно. После полета Гагарина — любимые киногерои — гости из будущего. О космосе рассказывали на школьных уроках астрономии. Теперь таких просто нет.

В одной из новосибирских гимназии на расспросы о некогда отмененной астрономии - нам отвечают анекдотом.

Ольга Никулич, учитель физики французской гимназии: Я слышала этот анекдот несколько лет назад, когда у нас упали подряд два спутника ГЛОНАСС. Почему упали спутники - спрашивается. Потому что ударились о небесный свод. Потому что в школах отменили астрономию и ввели закон божий.

Учительница физики не против основ религии, она — за астрономию. Свой голос отдает на сайте московского планетария. Сбор подписей запустили вместе с Роскосмосом в начале года. В планах положить итоги голосования на стол к министру образования. Сейчас часть астрономии изучают в начальной школе на «окружающем мире», часть на географии, еще один раздел в 11 классе. А нужен отдельный, цельный курс считает Ольга Александровна.

Ольга Никулич, учитель физики французской гимназии: Я считаю, что должен быть курс в 9 или 10 классе хотя бы один час в неделю.

Опыт удался, солнечный свет сквозь линзы поджег карандаш. Не баловство — основы техники безопасности на занятии в планетарии. Здесь космические просторы изучают в рамках дополнительного образования. Младшие группы мастерят солнечную систему из папье-маше, старшие — проводят вечера в обсерватории. Знания, полученные здесь, могут пригодиться в жизни — во время полета на Луну. Такое может случиться с каждым, верят ребята.

Коля Балышев: Вычислить свой вес на луне - на самом деле не так трудно. Просто надо знать, сколько ты весишь на земле и разделить это число на шесть

Многие люди просто ходят, работают и не знают. Вот луна и просто луна. Солнце и просто солнце. А на самом деле, если посмотреть на него в телескоп, то можно увидеть, что на нем есть моря. Но это моря не настоящие, а кратеры, образовавшиеся за много времени.

Есть среди учеников и те, превращает хобби в дело жизни. Хотя стать профессиональным астрономом крайне непросто.

Андрей Никифоров, педагог планетария: К сожалению, сегодня в программе нет таких вузов, которые конкретно обучают астрономии. У нас сохранилась такая тенденция, что в Москве есть ГАИШ, МГУ, там где обучают именно астрофизиков. Но это очень ограниченный контент. В основном это физики, которым нужно отучиться на физическом факультете и там есть курс астрономии, совсем небольшой.

Смотреть в окуляр можно и без корочки, уверен директор планетария. Астронаука открыта для всех, и тому есть подтверждение.

Сергей Масликов, директор Новосибирского планетария: Один наш знакомый любитель астрономии участвовал в проекте, который Европейская южная обсерватория проводила, там лучшие телескопы, которые в Чили находятся под самым чистым небом. И вот он участвовал в обработке снимков, которые были получены на этой обсерватории и очень хорошо себя показал, выиграл конкурс, и его пригласили туда поработать в Чили. Такие возможности есть у всех. Было бы желание еще.

Тем временем, на уроке тротуарной астрономии выстроилась очередь ко всем телескопам.

Диана Протасова, координатор проекта «Тротуарная астрономия»: Зачем нам вглядываться в космос? Это же огромное пространство, наполненное бесконечными миллиардами километров, галактиками бесконечными. А для того, чтобы понять, какая хрупкая у нас Земля. Начинаешь ощущать, какая песчинка наша Земля. И как она удивительна с той разумной жизнью и биосферой, которая на ней существует. Мне кажется, человек, который ощущает себя частью космоса, и понимает масштабы, хрупкость жизни на Земле, он будет более бережно относиться и к своей планете, и к людям, которые на ней живут. 

Ольга Дурных, Андрей Куропаткин, Иван Осинцев
читайте также