«Вести» узнали историю узника гетто в Жмеринке Александра Койфмана


27 января - день освобождения узников нацистского концлагеря в Освенциме советскими воинами. У этой даты символическое значение. Холокост в широком смысле коснулся всех, кто оказался в годы войны в неволе
27 января 2020, 13:33
Вести новосибирск

Александру Григорьевичу Койфману ─ 91 год. Он ежедневно проходит четыре тысячи шагов. После прогулки садится за компьютер: читает, смотрит фотографии. На них ─ счастливые лица близких: жена, две дочери, два внука... Семья большая и дружная. Как и в его детстве, когда не было войны. Она застала 12-летнего мальчика у костра в пионерском лагере недалеко от Винницы. Отца призвали на фронт. Мать, Александр и двое младших братьев бежали из города.

Рассказывает бывший узник гетто г. Жмеринка Александр Койфман:

─ В Виннице всех евреев расстреляли. А из Жмеринки иногда отвозили в Освенцим, но большей частью морили голодом и холодом.

В гетто узники работали на железной дороге. Дети, наравне со взрослыми, грузили, чистили, ремонтировали.

Вместе с товарищем ─ руководителем подпольной молодёжной организации, на чердаке собрали радиоприёмник. Ловили каждое слово о событиях на фронте, писали листовки.

─ Что значит весточка, когда не было ни газет, ни радио, ─ продолжил рассказ Александр Григорьевич. ─ Мы знали, что оттуда не выйдем. Каждый прожитый день был, как подарок.

В 1944 году, незадолго до освобождения Жмеринки, пронесся слух, что гетто будет ликвидировано. Искали попытки спастись. Соседка договорилась спрятать детей в лесу.

Через год, после Победы, вернулся отец. Александр пошел учиться, окончил техникум, институт. Увлечение радиоэлектроникой стало профессией. Работал в Академгородке в НИИ измерительных приборов. В 70 лет научился программировать. На пенсию вышел в 82 года. Выбрали председателем Новосибирского союза бывших малолетних узников фашистских лагерей.

Спустя десятилетия мирной жизни, Александр Григорьевич Койфман помнит каждую секунду лихолетья. Уверен: менять историю сегодня ─ преступление не менее страшное, чем то, что совершили нацисты во время Великой Отечественной войны.


читайте также