«Вести» узнали историю жизни Федора Горячева


Новосибирск на неделе отмечал знаковую годовщину: 61 год назад в составе Сибирского отделения Академии наук образованы восемь институтов, костяк Академгородка. Институты гидродинамики, математики, геологии, экономики, цитологии – направления, которые определили лицо советской науки. Академический статус Новосибирску во многом помог закрепить Федор Степанович Горячев – первый секретарь обкома в те годы. Совсем недавно, в мае, Горячеву присвоили звание Почетного жителя Новосибирска. Почему, если бы не он, город был бы совсем другим и почему ему благодарны десятки тысяч сибиряков?
8 июля 2018, 13:00
Вести новосибирск

В зале Художественного музея прошлое не кричит, а будто шепчет – мягко, ненавязчиво. От интерьера советской эпохи только-то и осталось, что потолочная лепнина, люстры, портьеры... Но как здесь работал Фёдор Горячев, можно живо представить: огромный стол (его место – во главе), небольшая комната отдыха... хотя сколько того отдыха было у первого лица области? 20 лет – секретарь Новосибирского обкома партии. Сибирь не была его родиной, но судьбой будто было предначертано здесь оказаться. Родился в Симбирской губернии (ныне Чувашия), за Урал приехал уже опытным управленцем.

Личное дело Горячева хранит областной архив – единственный экземпляр, подписанный Горячевым собственноручно. Родом из Чувашии, из крестьянской семьи. Преподаватель, директор Алатырской железнодорожной школы. Учёба в Московском горном институте, дальше – вверх по витиеватой лестнице власти: Башкирия, Пенза, Тюмень, Тверь. В 53 года направлен в Новосибирск – зенит карьеры, богатый опыт, неимоверно трудные задачи.

Академгородок, ВАСХНИЛ – форпост советской науки. Ставку на сибирские научные центры делало руководство страны, но здесь нужно было не только институты возводить – учёным надо было где-то жить, их дети должны были учиться. Создание с нуля инфраструктуры таких масштабов кажется задачей сродни покорению космоса.

Константин Голодяев, сотрудник Музея города Новосибирска: «Это был человек, который думал вперед, думал на перспективу. Думал, как этот регион – даже если это не его родина (хотя за 20 лет регион стал ему родным, он стал уже сибиряком) – как этот регион будет жить после него».

При Горячеве – массовое строительство жилья в сибирской столице: снос бараков, которые строили в войну и послевоенные годы (это полмиллиона квадратных метров), им на смену новые – с отоплением, канализацией, горячей и холодной водой – квартиры, о коих мечтали и чего дождались десятки тысяч новосибирцев. Но было бы так много счастливых семей, разросся бы так быстро Новосибирск, если бы Горячев постоянно не осаждал советскую «верхушку»?

В Госархиве – несколько папок таких документов, где он просил, настаивал, доказывал необходимость возводить в регионе жильё, строить дороги, мосты. Деньги на Димитровский «выбивал» именно Горячев.

Константин Голодяев, сотрудник Музея города Новосибирска: «Он был человеком очень решительным (не то чтобы грубым, но напористым), и когда что-то где-то не шло, он мог настоять – и кто-то получал по шапке, но дело было сделано. В принципе, это такие правильные черты нормального правильного руководителя».

Олеся Герасименко, корреспондент: «Без метро жизнь в Новосибирске если и можно представить, то, на мой взгляд, это был бы кошмарный сон. Ценят его все, кто каждый день спускается в этот подземный город – 300 тысяч пассажиров в сутки. Первую сваю самого восточного в стране метрополитена забили в 1979. К этому событию местные власти шли не год и не два. Больше 10 лет Федор Горячев лично боролся и на всех уровнях отстаивал право Новосибирска на свою подземку».

Право на строительство метрополитена советскому городу давал статус миллионника, в 1962 в Новосибирске родился такой житель. Право появилось, но денег не было. Федор Степанович использовал все свои связи. При любом удобном и неудобном случае во время личных встреч с Брежневым, Косыгиным говорил о метро.

Николай Гаращук, председатель Ассоциации землячеств Новосибирской области, соавтор альманаха «Горячев. Время. Люди»: «Это лично заслуга Фёдора Степановича Горячева».

Николай Гаращук много лет работал вместе с Горячевым, при нём – завотделом зарубежных связей. Когда Фёдор Степанович ушёл, лично сделал многое для того, чтобы сохранить о нём память. Горячев хоть и не сибиряк по праву рождения, но заслужил, чтобы здесь его знали как своего – при нём строят ТЮЗ, ГУМ, ЦУМ, клуб «Отдых», основные корпуса Областной больницы и не только. В список Почетных жителей Новосибирска Горячева внесли только в этом году.

Николай Гаращук, председатель Ассоциации землячеств Новосибирской области, соавтор альманаха «Горячев. Время. Люди»: «Народ всегда любит сильную власть – власть, которая дает ему работу, дает возможность выучить ребятишек, съездить за границу, массу вопросов. Горячев и олицетворял собой такую власть. Он был государственник, большой государственник».

В то же время, вспоминает Николай Григорьевич, Горячев был простым и понятным каждому. Обладая феноменальной памятью он мог запросто назвать по имени-отчеству доярок, механизаторов, рабочих – многих. Важны ему были люди и их судьбы. В личном деле Горячева сохранилась стенограмма встречи с рабочими Евсинского совхоза, в ней – «говорящие» детали характера.

Олег Серёгин, ведущий архивист Государственного архива Новосибирской области: «Горячев (цитата): «Вы больше интересуетесь тем, сколько у вас телят народилось, сколько из них пало, а людьми, детьми – не интересуетесь. Надо знать бюджет рабочих, надо знать здоровье рабочих» (конец цитаты). Если знать простого человека по имени-обществу – это, наверное, интерес к человеку, в первую очередь».

В 1978 – почётная отставка. Уже не при Горячеве забили первую сваю подземки, но именно он – человек, кому Новосибирск изначально не был родным – помог построить тот фундамент, на котором уже десятки лет стоит регион.

читайте также