«Вести» узнали, о чем поют сегодня в старинных сибирских деревнях


Кто такие чалдоны? О чем поют сегодня в старинных сибирских деревнях? В этнографическую экспедицию за фольклором русских первопоселенцев отправились студенты педагогического университета и съемочная группа «Вестей».
19 сентября 2017, 15:51
Вести новосибирск

Григорий Бобровский, житель с. Бобровка: «На чалой кобыле Дон переезжал. И прозвали чал дон. Вот так и идет – чал, Дон и чалдон».

«Чалдоны мы», – говорит дед Гриша, коренной сибиряк, потомок русских первопоселенцев – его прапрадед пришел сюда в XVIII веке за лучшей жизнью.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «Понравились красоты Сузунского района уральскому казаку Ивану Бобровскому и основал он здесь село своего имени. С тех пор уже 230 лет здесь хранят традиции русского народа».

И в радости, и в горе – с песней. Слова и мелодии – из поколения в поколение. За фольклором русских старожилов и приехали в Бобровку студенты педагогического университета.

Нина Чикунова, зав. кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования НГПУ: «Это именно так, как пели в народе. Этот звук животным называют – как корова мычит, живот поджимает, собака лает – поют животом, из живота звук подают. Это именно природный звук, которым лечатся, горло от него проходит, если начинаешь таким звуком петь».

Не звуком единым. В этих песнях – история деревенской жизни: почему пели, когда пели – обряды, праздники, обычаи.

Мария Речкина, жительница с. Бобровка: «Сейчас-то, видишь: «Ты целуй меня везде, 18 мне уже», а раньше… всю жизнь расскажешь в песне».

Александр Ермолаев, студент НГПУ: «Ничего не мудрили раньше. Народ простой бы, и это и интересно. Это принимаешь в себя, перерабатываешь, и на свою жизнь уже перекладываешь».

Записывают и подхватывают. Спеть вместе с носителями – своего рода мастер-класс для этих ребят: они – будущие педагоги дополнительного образования. От них зависит, смогут ли дети будущих «поколений гаджетов» понять культуру своих предков.

читайте также