«Вести» встретились с участниками новосибирского авиашоу – пилотажной группой «Соколы России»


В Новосибирской области проходит грандиозное авиашоу: участники – восемь десятков судов всех мастей от воздушных шаров до сверхзвуковых истребителей: и ретро-техника, и новейшие самолеты. В этом году праздник посвятили столетию Российской армии, лозунг: «Где мы – там победа!» Гвоздь программы – пилотажная группа «Соколы России».
5 августа 2018, 12:40
Вести новосибирск

«Колокол» – одна из самых сложных фигур высшего пилотажа. Ее показывают летчики на разных самолетах, но такого колокола новосибирцы еще не видели.

Александр Гостев, командир пилотажной группы «Соколы России», заслуженный военный летчик России: «Устанавливается угол 70 градусов, самолет теряет скорость до нуля. И далее включается Су-35 на векторе – управляемое падение на хвост. Если у обычного самолета – остановка и дальнейшее движение на хвост с одновременным опусканием носа (обычный самолет – Су-27, Миг-29), то этот управляемо падает на хвост».

«Необычный самолет» – самая скромная характеристика Су-35 от командира «Соколов России». Свои суперспособности новейший российский истребитель поколения раскрывает именно в одиночном пилотаже. Полковник Александр Гостев показывает его в новосибирском небе впервые в истории. Разгон скорости на маневрах в одиночном пилотаже – от нуля километров в час до 750, в считанные секунды вес тела летчика может увеличиться, к примеру, в девять раз. И при любых перегрузках нужна абсолютная концентрация внимания, для этого – постоянные тренировки и специальный костюм.

Александр Гостев, командир пилотажной группы «Соколы России»: «Если сюда подуть – камеры раздуваются. А он соединен с бортовым кислородным оборудованием. Подается кислород – и камеры раздуваются в брюшной полости, бедрах и голени: всё это камеры. Наполняются кислородом. Обжимается тело летчика, что способствует предотвращению оттока крови с верхней части тела в нижнюю» – «При перегрузках?» – «Да. Он позволяет в 1,5-2 раза лучше переносить перегрузки. Без костюма пробовал: 7 единиц – всё, глаза меркнут. Это если готовый выход на перегрузку. Для того чтобы выйти на перегрузку, нужно подготовиться: принять заготовочную позу, упереться ногами в педали, в спинку кресла, напрячь пресс. Серьезно! И дыхание такое – на выдохе всё. Это целая наука – дыхание на перегрузках! Если не успеешь, то на перегрузке 4,5 уже сужается поле зрения, на 5 – зрение пропадает» – «А сейчас вы какие испытывали?» – «Сейчас 7-8».

Особое мастерство – крутить пилотаж на тяжелой машине.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «Вот он, Су-34 – родной самолет для новосибирцев, потому что именно его выпускают на Заводе имени Чкалова. Сегодня он прилетел к нам из Липецка, чтобы показать фигуры высшего пилотажа на аэрошоу в Мочище».

Фронтовой бомбардировщик, способный поднять всё возможное вооружение, в руках заслуженного военного летчика Юрия Грицаенко вспоминает о своих корнях и готов поспорить в маневренности в небе с истребителями.

Юрий Грицаенко, командир экипажа Су-34, заслуженный военный летчик России: «С такой задачей, на показе – первый раз, а так все задачи были перелетные, получение отсюда техники – на вашем прекрасном заводе. Гостеприимная земля, хорошая, и небо».

В отличие от Су-35, в просторной кабине Су-34 перегрузки делят на двоих: экипаж – летчик и штурман.

Алексей Левшин, штурман экипажа Су-34: «Летчик смотрит в основном закабинное пространство, а штурман смотрит режим в кабине и одним глазом – за кабиной».

Юрий Грицаенко, командир экипажа Су-34, заслуженный военный летчик России: «Штурман уже оказывает громаднейшую помощь, когда начинается боевая работа, связанная с прицеливанием, с применением оружия, и в этом направлении он очень сильно разгружает».

Яркие авиашоу – лишь часть их жизни: липецкие летчики – боевые офицеры, прошли горячие точки. На борту Су-34, что заставит восхищенно ахать новосибирцев, – имя Олега Пешкова. Его самолет три года назад сбили турки над Сирией, летчика расстреляли террористы. Бомбардировщик, названный в честь героя, в небо поднимает его командир Юрий Грицаенко.

Высший пилотаж, которым мы любуемся, в первую очередь призван сохранять жизни. Каждая фигура – это навык: как уйти от атаки, увернуться от ракеты и, напротив, поразить противника. «Соколы России» – единственная пилотажная группа, которая на боевых истребителях показывает приемы ближнего воздушного боя, и единственная, которая летает на Су-35.

Если одиночный полет – демонстрация возможностей самолета, то групповой – это про мастерство летчиков. Расстояние между бортами чуть больше метра. На скорости 700 километров час ромб маневрирует, как единый монолит. «Соколы» – элита российской авиации, но видят не их, а их могучие крылья – даже на минимальной высоте скорость не позволит рассмотреть летчика. А вот голос «Соколов России» на аэродроме услышат: на скорости 700 километров в час полковник Гостев поздравит сибиряков с юбилеем Российской армии.

Александр Гостев, командир пилотажной группы «Соколы России», заслуженный военный летчик России: «Как вообще на такой скорости, на перегрузках отвлекаться на приветы?» – «Мы специально выбираем отдельный участок полета, после окончания задания группа собирается, заходим на роспуск, и тогда ведущий дает эфир. Ну, я готовлюсь к этому, конечно, потому что там действительно работа – там нужно в зеркала посмотреть, как они стоят, посмотреть на точку показа… Вот вы ставили камеру в кабину – посмотрите, как глазки по кабине бегают».

Друг друга «Соколы России» понимают с полуслова: долгие годы – плечом к плечу. Командир группы Александр Гостев в пилотажной группе – со дня основания, уже почти 25 лет.

Александр Гостев, командир пилотажной группы «Соколы России»: «Со Спрядышевым мы вместе были у истоков, с 1994 года летаем. Андрей Сорокин в 2005 году встал в строй» – «А как отбираете участников?» – «По профессионализму. Практика и опыт подсказали, что человеческие качества тоже нельзя упускать из виду – и они, наверное, главное».

Их полет вдохновляет – увидеть, услышать, замерев под гудом реактивных двигателей, и захотеть стать, как они. Так когда-то Саша Гостев, открыв рот, смотрел на самолеты в небе, а сегодня он сам – пример для мечтателей.

читайте также