Жительница Новосибирска спустя много лет нашла погибшего на войне родственника в Австрии


День памяти и скорби – 22 июня. На этой неделе дата выпала на пятницу. Накануне в Новосибирске зажигали Свечи Памяти, а немногим раньше произошла удивительная история (не без помощи нашего телеканала). Кажется, столько лет прошло, всё давно изучено и сказано о той войне, но, оказывается, нет…
24 июня 2018, 12:00
Вести новосибирск

Минута молчания на Монументе Славы у пилонов с фамилиями новосибирцев. Они не вернулись с войны… Из Новосибирской области на фронт ушли шестьсот тысяч жителей, каждый пятый погиб – на поле боя, в плену… Списки пропавших без вести сегодня восстанавливают поисковые отряды. Просьбы о помощи в поиске родных приходят из-за рубежа.

Лариса Суряга, корреспондент: «Вот в этом списке из Австрии – 180 фамилий красноармейцев, погибших в годы войны. Они похоронены на Центральном кладбище в Вене, сейчас там установлен воинский мемориал. С данными работают историки, в том числе и в Новосибирске. На предпоследней странице – фамилия Хажайков (или Хашайков?): до войны жил в Октябрьском районе города. О его близких сегодня не известно ничего – возможно, только пока: волонтеры надеются на отклик».

На территории Австрии – несколько воинских захоронений: военнопленные, и погибшие в бою. Иннокентий Амбурцев – гвардии майор, начальник разведки Четвертой воздушно-десантной дивизии до Дня Победы не дожил несколько дней. Это письмо с линии фронта семья солдата получила уже в мирное время. О гибели сообщил его командир, а где похоронен – узнали из этого письма от родственника. Братья случайно встретились на войне за сутки до боя, который для Иннокентия Амбурцева стал последним. Даже зная об этом, рассказывает племянница солдата, десятки лет родные не переставали его ждать.

Галина Порядина, племянница участника Великой Отечественной войны: «Мама всегда писала письма – и в посольство, и в архивы – для того, чтобы узнать побольше о нем».

Его фамилия была в одном из списков, которые передали в музей Новосибирска историки из Австрии через российский МИД. Он на этих кадрах – сюжет в эфир новосибирских «Вестей» вышел в мае. Внучка майора говорит – сразу даже не поняла, что это он.

Светлана Порядина, внучка участника Великой Отечественной войны: «Я сюжет смотрела очень внимательно, но ассоциации с собой и со своей семьей как-то не было. И когда показали список, почему-то сначала легла фамилия, потом имя… а потом уже, спустя минуту, пришло понимание того, что я увидела».

Его нет на пилонах Монумента Славы. Иннокентий Амбурцев родился в Венгерово, а потом переехал в Казахстан и в 1942 ушел на фронт. Но его история теперь – на страницах электронного «Мемориала славы новосибирцев». Здесь уже десятки тысяч имен: в Музее Новосибирска собирают информацию о защитниках Родины, участниках войны, тружениках тыла. Вклад тех, кто работал на заводах и полях, кстати, отметили в 2015 году: присвоили звание «Город воинской и трудовой славы». Звание – общественное: на государственном уровне есть только «Города воинской славы», но Новосибирск не может попасть в их число, потому что от линии фронта был далеко.

Когда началась война, Владимиру Ерофеевичу Самородову было 11. Жили в селе, в Чулымском районе. Всё, что могли, отдавали ради победы в войне.

Владимир Самородов, Герой Социалистического труда: «Корова была, допустим, налог – молока сдать столько-то литров. Молоко шло на продукты – сметану готовили для раненых… сколько раненых у нас вот было в Новосибирске и области. Дальше – мясо: тушенкой надо кормить солдат. Мы не ели, а их кормили».

В 13 уже начал подрабатывать в пекарне. Платили хлебом – по полкраюшки за день, больше, чем положенные иждивенцам двести граммов.

Дети, женщины трудились и в полях. За годы войны сельские труженики поставили государству почти сто миллионов пудов хлеба (один пуд – это 16 с лишним килограммов). На заводах только в первые месяцы войны в Новосибирск эвакуировали больше тридцати предприятий. Труженики за смену выполняли по 10 норм. Несколько эскадрилий истребителей, две танковые колонны, подводная лодка «Новосибирский комсомолец» построены на средства горожан. За годы войны здесь, в тылу, собрали один миллион семьсот тысяч рублей. На фронт отправляли теплые вещи, пельмени для солдат. В годы войны Новосибирск принял более 127 тысяч жителей блокадного Ленинграда и стал вторым домом для многих из них.

В канун Дня памяти и скорби в Новосибирске – как и по всей стране – зажгли свечи в память о тех, кто ковал Победу и на фронте и в тылу.


читайте также