С поезда на корабль: как прошел «Ново-сибирский транзит»


От Урала до Дальнего Востока. Эту неделю в регионе украсило открытие театрального "Новосибирского транзита". История началась в 2001 - ом, когда фестиваль был действительно транзитным, переезжал из одного города Сибири в другой. Кочевая жизнь закончилась спустя десятилетие. Фестиваль окончательно обосновался в Новосибирске. Идею Транзита придумал директор театра Красный факел Александр Кулябин. Путешествие проекта объединяет огромную территорию - подсчитано  в 13 МИЛЛИОНОВ квадратных километров. Наверное, потому символ проекта - колесо. Каждый раз оно представляет разные виды транспорта - поезда, самолеты. В этом году  штурвал корабля

22 мая 2016, 14:00
Вести новосибирск

Казалось произошло маленькое чудо. За минуту до открытия прекратился долгий надоедливый дождь, и фестивальный корабль отправился в путь при ярком солнце. То ли добрая погода , то ли радость от разлуки  ведь Новосибирский транзит отправляется в путешествие лишь раз в ДВА года  на лицах улыбки. Доброе настроение от встречи с лучшим, что есть сегодня на огромном театральном пространстве, занимающем две трети страны

Олег Лоевский, Председатель жюри фестиваля "Ново Сибирский транзит" (г. Москва): « Вы увидите потрясающую палитру действительно всего живого, что есть в этих трех крупных регионах. Здесь спектакли, которые были на Золотой маске, они уже отмечены каким-то вниманием критики, и слово провинция неуместно - Алексей Песегов - какая это провинция, или Феодори, Тимофей Кулябин - о чем мы говорим? А изюминка - это фестиваль, как он устроен, создан».

Видимо, устроен и создан он так, что мнение экспертов ни в ком не вызывает сомнений в профессионализме и бескомпромиссной честности. Потому и попасть на Транзит  считают делом престижа

Людмила Матис, Художественный руководитель театра "Драма Номер Три" (г. Каменск - Уральск): « Театр очень хотел здесь побывать. Мы одну заявку делали - нас не взяли  и наконец мы здесь. Это счастливые денечки для нас».

Говорить о том  какой спектакль лучше на Ново Сибирском транзите  дело неблагодарное, да , наверное, и неправильное. Экспертный совет выбрал 16 постановок из сотни просмотренных. Немало  по классике: Шекспир, Гоголь, Уильямс, Горький. Наверное, неслучайно на открытии  шекспировская драма "Кориолан" Омского театра в постановке Романа Феодори.

А это уже обращение к классическому сюжету в современной пьесе . Театр из города Каменск - Уральск , спектакль Лодочник. Современный Харон перевозит на лодке туристов с одного берега реки на другой. Классическая фабула подчеркивает - мало что меняется в нас, человеках, когда речь  о главном. Любви, страдании, смерти , радости жизни

Владимир Скрябин, Актёр театра "Драма Номер Три" (г.Каменск - Уральск ): « Лодочник - единственный спектакль в нашем репертуаре, на который минимум за две недели распроданы все билеты.По этому мы судим о том, что это такая заправка, которая не только нам дает драйв, но и зрителям очень сильно передается. Сейчас очень важно - в то время, когда везде тебя пытаются развлечь и получить за это деньги, к театру, видимо, из-за этого обращаются - за этой подпиткой душевной».

Если на палубе пассажирам показывают все прелести путешествия, то в трюме кипит работа, праздному глазу невидимая. Но для участников важная и крайне нужная. Семинары, встречи, мастер - классы.

Сергей Землянский, Хореограф, режиссёр (г. Москва): « Мне кажется, сейчас востребованный артист - это синтетический артист. который может уметь владеть всем - и тем, и тем. Не только мимикой, голосом, но и вокалом или движением. А иметь в этом консистенцию- не всего понемножку, а всего и помножку, чтоб каждая составляющая была уверенна, и тогда это будет действительно синтетический артист, который будет востребован в современном театре».

Как передать эмоциональный накал, высокий градус страстей с помощью жеста, работы тела? На многие вопросы актеры получили ответ

Александр Зверев, Актёр Театра юного зрителя (г. Хабаровск) : « Язык тела очень богат, иногда даже богаче , чем слово. На каких-то простых примерах Сергей показал нам, как это делать».

Дарья Макаревич, Студентка Новосибирского театрального института: « Нам как раз сказали самую главную фразу, которую я запомню на всю свою актерскую жизнь: Тело не обманет -и от этого идет вся работа, все чувства,эмоции».

Первый день фестиваля 2016 уже его история, финал впереди. Впереди награды, поздравления, огорчения и радости участников. Главное - корабль сибирского  и российского театра в СВОБОДНОМ плавании

Дина Годер, Член жюри фестиваля "Ново Сибирский транзит" (г. Москва): « Я считаю, что на него давят, но он продолжает существовать свободным искусством, в этом и счастье наше пока. В тот момент. когда оно перестанет оставаться свободным искусством, тут нечего будет делать,надеюсь - это не произойдет».

читайте также