Федеральные власти включились в решение проблем новосибирских аграриев


Приезд федерального руководства, включившего «ручной режим управления», призван решить текущие проблемы. Как не допустить повторения? Задача на будущее – рост числа местных потребителей зерна – животноводов. В обсуждении то и дело звучат два знаковых слова – диверсификация и сельхозкооперация: создание замкнутого цикла предложения и спроса внутри региона. А что думают на местах?
19 ноября 2017, 13:07
Вести новосибирск

Доволенский район, хозяйство Ярки. Новенькая техника, мощные зерносклады. Урожай – рекордный: 52 центнера с гектара против 25 в прошлом году. Зерна – под самый потолок.

Сергей Михеев, руководитель хозяйства «Ярковское»: «Вот зерно подготовлено, около 4 000 тонн только в этом складе. Это всё на продажу. Клейковина – 26, влажность – 14» – «Когда будете продавать?» – «Когда появятся маленько цены» – «Куда?» – «А без разницы, хоть куда продам, лишь бы дали цену достойную».

Ждать достойной цены будут хоть до конца зимы. И такая ситуация повторяется из года в год, говорят в Ярках. Благо, только лишь на пшеницу здесь не уповают – выращивают гречиху и чечевицу, продают на Алтай – там, в отличие от Новосибирска, есть переработка. Но что делать мелким фермерском хозяйствам, которые в этом году растили только пшеницу, а в посевную брали кредиты на покупку семян и техники? Продавать урожай по три-четыре рубля за килограмм – полный крах, не продавать – чем рассчитываться за кредиты? Шанс выжить есть у тех, кто вкладывал и в животноводство. Пример – в Венгеровском районе.

Ольга Салангина, корреспондент: «Это – животноводческие помещения бывшего колхоза «Киров». Сплошные руины, на крыше уже растут березы. А когда-то было полторы тысячи овец, коровы, лошади, здесь делали муку, но, как говорят местные жители, хозяйство постепенно растащили. Восемь лет назад продавали последнее».

Хозяйство фермер Еремеев восстанавливал почти с нуля. Денег потратил много, но долгов по кредитам нет. В этом году собрали 4 000 тон зерна. Полный склад со свежим зерном пока закрыли на замок – тоже ждут повышения цены. А жить планируют на деньги от продажи молока. Пока его сдают на местный сыроваренный комбинат, в планах – открыть собственную переработку: делать творог, йогурты, сметану. Чтобы молока было больше, купили элитных буренок голштинской породы – и не жалеют.

Наталья Григорьева, ветеринарный врач: «Лучше молоко у них, больше дают молока. Вот эта хорошая – видишь, что делает, 35-37 литров дает. Это хорошо, если наша домашняя – 15! Для этого развели этот скот, чтобы больше молока было».

Получится замкнутый цикл от выращивания кормов до продажи молока – именно о такой оптимальной схеме сельскохозяйственного производства сегодня говорят в региональном Минсельхозе. Всё громче звучат призывы переходить на систему сельхозкооперации. На днях правительство Новосибирской области подписало соглашение с московской компанией «Союз-агроконтроль», которая обещает помочь сибирякам выйти на новую (точнее, хорошо забытую старую) модель. Организовать мелкие фермерские и личные подсобные хозяйства в кооперативы будет выгодно в первую очередь, для селян, считают в столице.

Андрей Морозов, президент Российской саморегулирующей организации ревизионных союзов сельхозкооперативов «Агроконтроль» (г. Москва): «К сожалению, за жизнь трех поколений эта традиция утратилась. И хотя есть правовая база, вполне это поощряется, но разучились сельхозпроизводители совместно покупать, совместно продавать, крупную технику совместно покупать и использовать. Так вот, большая задача и государства – возродить это умение действовать сообща».

Сообща искать рынки сбыта, сообща заниматься переработкой. Строить для этого предприятия на территории области, делать муку, крупы, а не возить зерно тоннами за пределы региона. Ведь занимается же переработкой зерна и производством каш Алтайский край – из новосибирского причем зерна!

А вот и пример – Чистоозерный район. Производство – на высшем уровне. Купили дорогое оборудование. Хлеб здесь выпекают практически для всего района, но – из омской муки, хотя в районе есть свой мелькомбинат. Муку делают и продают и в соседнем Татарском районе, но, по словам пекарей, местная мука проигрывает конкуренту.

Елена Русакова, товаровед: «Татарская мука не может конкурировать с омской: во-первых – цена, во-вторых – качество» – «А если бы вас устроила цена на территории нашей области?» – «Мы бы помогли своей области, чем соседям-омичам».

Из омской муки в Чистоозерном пекут пирожные и торты. Причина – та же: своя мука – дороже! Но если бы в районе начали создавать сельхозкооперативы, ситуация могла бы измениться в корне. К примеру, местные переработчики снизят цену или начнут работать сообща – зерно-мука-хлеб: в Омск не ехать – экономия транспортных расходов, а значит, снижение себестоимости. И тогда булка местного хлеба, говорит чистоозерский пекарь, стала бы дешевле как минимум на два рубля.

читайте также