Свое стадо коров, небольшой цех по переработке, фирменный магазин в центре Чистоозерки. Тетрапак натурального молока – 42 рубля! Отличная цена, но спрос падает. Парадокс. Натуральный продукт проигрывает молоку с длительным сроком хранения. Купил – и пьешь неделю. Его везут из Омска, Барнаула, Барабинска. Чтобы не разориться, на предприятии решили экономить, но не на качестве – на упаковке.
Ольга Салангина, корреспондент: «В Журавке даже разработали собственный тетрапак-бренд под названием «Журавушка». На упаковке – стихи местного поэта: «Молоко буренок наших – просто высший класс! С молоком вкуснее каша для детей и нас». К сожалению, упаковывать свою продукцию в собственный тетрапак у села возможностей нет».
Татьяна Алексейцева, технолог: «Москва, где мы заказывали, производитель упаковки дал нам очень большую партию. Она у нас выходит на полтора миллиона, а у нас производство маленькое, нам невыгодно».
Технолог из Чистоозерки Татьяна Алексейцева рассказывает – была на форуме переработчиков в Москве. Рассказала, как у нас в деревне делают ряженку – молоко долго настаивают, только потом оно приобретает знакомый розоватый цвет. Так вот столичные коллеги чуть не подняли на смех – так, мол, ряженку делать невыгодно. Максимум – час: загустители, красители – и готово. И рынок сбыта – пожалуйста.
Как завоевать потребителя? Реально ли маленькому хозяйству выйти на прилавки большого города? Сегодня всё чаще аграрии говорят о возрождении системы потребкооперации. Одни скот выращивают, другие – молоко, зерно перерабатывают, третьи – продают.
Андрей Морозов, президент Российской саморегулирующей организации ревизионных союзов сельхозкооперативов «Агроконтроль» (г. Москва): «Разучились сельхозпроизводители совместно покупать, совместно продавать, крупную технику совместно покупать и использовать. Так вот, большая задача и государства – возродить это умение действовать сообща».
Правительство обещает поддержку. По данным Минсельхоза страны, в этом году на развитие кооперативов выделено уже около двух миллиардов рублей.