• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Ссыльные, но не покорившиеся: староверы в Сибири хранят свои традиции

23 апреля 2014, 13:10
Сегодня годовщина церковного раскола. В середине 17 века патриарх Никон реформировал обрядовые традиции Русской церкви. Недовольных было немало, до сих пор есть последователи "старой веры". Кто бережет свою историю в Сибири?

Республика Алтай

История русских крестьян-старообрядцев — одна из интереснейших страниц прошлого Алтая. Она пришли сюда почти 400 лет назад, и сегодня их потомки живут в мире и согласии. В Республике Алтай лишь в трех районах проживают носители старообрядческой культуры. В Усть-Коксинском районе Республики Алтай есть несколько сел, в которых с XVI века проживают старообрядцы. Это уникальное по красоте место наполнено особой энергетикой. Здесь, в Уймонской долине, Николай Рерих искал легендарную Шамбалу, а русские староверы — волшебную страну Беловодье. И они обрели здесь вторую родину. Раиса Кучуганова — научный сотрудник музея истории и культуры «Уймонской долины». Именно ее стараниями и при поддержке энтузиастов создана экспозиция о традициях старообрядцев. Музей находится в обычном крестьянском доме, где воссоздана обстановка типичной старообрядческой семьи. Две комнаты: изба и горница. Старые пергаментные книги, иконки.

Конечно, сегодня быт староверов Уймонской долины изменился, современная жизнь наложила на него отпечаток, чтобы вековые традиции не исчезли бесследно, уймонцы создают музеи, и передают свои знания и умения через поколения в поколения.

Томская область

В Томской области на сегодняшний день действует три старообрядческих прихода. Один из них — в областном центре, вот в этом храме, который называется Храм во имя Успения пресвятой Богородицы. Примечательная деталь — старообрядческий храм расположен в ста метрах от нашей телекомпании, здание которой за спиной оператора. В прошлом году этот храм отметил своё столетие. Его внешний вид за сто лет практически не изменился. Однако чтобы сохранить деревянное строение, лет десять назад пришлось полностью заменить все купола. А девять месяцев назад к празднованию векового юбилея храма была облагорожена прилегающая территория, возведены дополнительные надворные постройки. И делалось это не только на пожертвования прихода. Мирская власть Томской области в 21 веке регулярно оказывала старообрядцам поддержку, правда, не в таких объёмах, как традиционной церкви. Но, таким образом, демонстрировалась уважение ко всем направлениям религии. И в большей степени потому, что это неотъемлемая часть нашей истории. Остаётся ещё добавить, что по приблизительным подсчётам самих старообрядцев, их численность в Томской области сегодня составляет порядка полутора тысяч человек.

Новосибирская область

До Революции их было около ста. Сегодня в Новосибирской области только один приход старообрядцев. Находится он в областном центре. Сколько прихожан? — точной статистики нет. В церкви говорят, тех кто приходит постоянно — около тысячи человек. Днем они служащие, студенты, школьники. А после мирских забот спешат в храм. Обряды в точности повторяют те, что были в православных церквях четыреста лет назад. Особая гордость — хоровое пение. Среди певчих — не только потомственные старообрядцы. Александр Емельянов пришел к вере в начале 90-х годов. Сегодня он главный эксперт и хранитель знаменного пения.

Александр Емельянов, руководитель хора певчих старообрядческих приходов Сибири: «Чтобы это искусство жило, важно не просто теоретическое его осмысление, изучение. Важна преемственность традиций».

В Новосибирске одна из крупнейших старообрядческих общин Сибири. Однако приходов в районах области сегодня нет. На религиозные праздники верующие из села приезжают в храм в областной центр.

Забайкальский край

Особый колорит, пестроту и яркость в этнографическую картину Забайкалья внесли старообрядцы, выдворенные больше двух веков назад из польских пределов. Их было около 5 тысяч человек. Их потомки до сих пор живут в селах Красночикойского района, Хилокского, Петровск-Забайкальского. Сюда их переселили целыми семьями, поэтому ссыльные получили название «Семейские». Забайкальские семейские — уникальная этнографическая народность, они во всем отличаются, например от семейских Бурятии. Своеобразны костюмы, песни, устное народное творчество.

Татьяна Зенкова, директор учебно-методического центра культуры и творчества Забайкальского края: «К сожалению семейские сами, которые живут в среде, живя рядом, они не видят ценность этой культуры».

Надежда Родионова жительница села Архангельское создала подлинный музей семейских в старинной избе 18 века. Все началось с того, что у себя на чердаке она нашла бабушкину прялку. Восстановила ее, а потом и научилась ткать. Так понемножку вековые традиции оживают и входят в быт и современную жизнь семейских Забайкалья. Самое яркое событие года здесь «Семейская круговая»

Впервые «Семейскую круговую» в Красном Чикое провели в 2012 году. Первый раз за два столетия собрались более 700 семейских из Сибири, дальнего Востока, Китая и Монголии. В этом году музыкальная культурная встреча готовится вновь. Фестиваль пройдет в начале июня в сердце семейской культуры — Красном Чикое.




Loading...