Светлана Войтович

28 сентября 2016, 19:18
Воспоминания директора ГТРК "Новосибирск" о старте работы в компании.
Светлана Войтович

 Я приехала в Новосибирск по приглашению Якова Лондона. Он был назначен председателем ГТРК "Новосибирск". Познакомились мы в городе Кемерово, где я работала в ГТРК «Кузбасс». Он запомнил меня, наверное потому, что стала я, невольно, его конкурентом. Лондон расширял границы эфира телекомпании NTSK , организовал филиал этой компании в Кузбассе и всеми способами пытался получить канал - частоту для вещания. На тот же канал претендовали и мы. После решения, кому же достанется канал я считала, что Лондон победил, он же уверял, что это было " Соломоново " решение. Но "Соломон " отдал ГТРК "Кузбасс " утро до обеда, а с обеда до утра след. дня- NTSK . Лондон мне друг, но истина дороже. Умел Яков находить пути, умел влиять на влиятельных людей, в том случае на главу администрации Кемеровской области Кислюка. В общем, лицензия на вещание у него в кармане, некоторые коллеги мои, не все, перешли работать в коммерческую телекомпанию NTSK , а я осталась директором телевидения ГТРК "Кузбасс ", причём "проигравшим " директором.

Далее в Кузбассе происходило, наверное, то , что и в Новосибирске между ГТРК и НТН . Коротко - борьба за зрителей, всеми правдами и неправдами. Самый "лёгкий" путь в то время - ругать и хаять власть , чтобы этого зрителя расположить к себе. ГТРК тоже этим грешила. Скоро Губернатором Кузбасса стал Аман Тулеев, мне пришлось уйти из ГТРК, хотя это было любимым, казалось мне единственным местом работы , куда я пришла студенткой университета .

Два месяца проработала главным редактором радио «Эхо Москвы в Кузбассе», позвонил Яков Лондон. Просил приехать — поговорить о переезде в Новосибирск. Согласилась, тем более, что им были сказаны, удивившие меня слова: «Я знаю о твоем конфликте с "губером" ,если тебе не на что жить - готов помочь, мы своих не бросаем». Для меня это многое значило, да и значит сейчас. Приглашение было неожиданным, земля сибирская слухами полнилась. Из Лондона "слепили " монстра, такой де, "растакой " .Он пригласил работать меня своим замом, мне, конечно, не всё равно было - какой он человек , а " сплетнями " испугали . Урок для меня был навсегда , в сплетнях нет и доли правды .

Я приехала, но все еще сомневалась. И вступил Виктор Васильевич Кашкалда. Он в тот момент стал заместителем — после многих лет работы Председателем ГТРК . Долго , долго мы с Виктором Васильевичем беседовали . Его аргументы подвигли меня на нелёгкое решение ; оставить дочь ,друзей , родителей , изменить место жительства . Первую неделю, когда я знакомилась, ходила по студии, сделала для себя открытие, что ГТРК похожи ,как близнецы , ведь все они почти погодки, год-два разницы. Но это объяснимо ; типовые здания , типовые павильоны ,вещание, передачи — всё похоже . Детское, молодежное вещание, художественное, музыкальное и т.д. Необъяснимым для меня осталось то , что и люди были похожи . Возможно , что на ГТРК ещё работали специалисты , что называется первого набора , первого телевизионного поколения и на той и на другой ГТРК . Да и сам воздух , атмосфера влияет , конечно .

Встретили меня "неласково" . Замом , по мнению многих , должен стать "свой" , "своя" , их имена я знала тогда , а я - человек Лондона , чужая . Классика просто- "Чужой среди своих " .

Трудное было время для ГТРК ,да и для меня .Смена всего руководства, уход многих профессионалов , разрушение редакций , унификация вещания . Этот процесс перехода от разного, многообразного, полифоничного к одному типу вещания - информационному был очень болезненным. Старалась не подавать вида, как говорится, "назвался груздем".

Пережили, работали , творили . Легких времён не бывает . Наверное , каждый думает , что ему - то точно самое сложное , я так тоже думала . Начало 21 века для всех ГТРК в нашей стране было критическим , сначала из самостоятельных компаний нас сделали дочерними предприятиями ВГТРК , позже мы все стали филиалами .Потеряли самостоятельность , эфир , людей . Для непосвященных - это , как дереву корни подрубить .Не засохли мы совсем , но усохли точно. "Умирали" авторские передачи , тематические , сложные по жанру ...

Победили новости , с точки зрения "старичков - телевизионщиков" , самый простой путь развития и журналиста , и самого телевидения .

И в Кузбассе , и в Новосибирске в ГТРК снимали телеспектакли , музыкальные , детские передачи , фильмы; игровые, документальные. И это в бОльшей степени относится к ГТРК «Новосибирск», потому что здесь был еще и «НовосибирскТелефильм», здесь были сильные традиции документалистики . Для многих это было очень больно — всю жизнь заниматься одним делом, а потом тебе говорят: «Всё. Нет литературно — драматической редакции, молодежной — нет никаких редакций . Одни сплошные новости». Все попытки в тех условиях сохранить какие - то передачи скоро были закончены . Эфирные отрезки , медленно сжимались и сжались до такой степени , что за мою историю на ГТРК " Новосибирск " , с 6 часов вещания в "прайм" на телеканале " Россия " мы дожили до 15 минут.

Но мне всё равно повезло, я успела , застала то время, когда работали Роза Литвиненко, Калерия Карамнова, Валерий Котельников, Иван Нечай . Для всех этих людей телевидение - не только работа, пусть пафосно , но судьба , слёзы , радости , друзья , всё главное в жизни . Как бы мы не спорили о судьбах той или иной передачи, жанра, и как бы мы не отличались мы своими взглядами — в то время, когда я приехала, я чувствовала себя с этими людьми одной крови.

И неважно , нравилась я им, нет ли . Я старалась , не боялась , я пахала , шла в эфир , зная , что мне не простят ни одной ошибки . Агрессия с которой был встречен Лондон и его команда, прошла. Да и сам Лондон ушёл с ГТРК , написав заявление перед выборной кампанией мэра Новосибирска .Я благодарна Якову за многое и прежде всего за то , что позвал за собой .Я нашла в этом городе друзей , единомышленников . Я не ошиблась в нем. В его человеческих качествах, в том, что он умел зажигать и умел строить . ГТРК " Новосибирск "вообще повезло на руководителей , они все строили , не разрушали. . Один с нуля начинал строить основное здание телевидения , другой — здание «НовосибирскТелефильма», Кашкалда — здание, в котором мы сейчас встретились. Лондон — разбил тот парк, что сегодня цветёт . Я помню, как летели камни в его сторону, что деньги тратит не на зарплату.

А оборудование?! А новый павильон тогда, в нулевые годы — он был конкурентен с лучшими павильонами страны! Какая региональная студия могла похвастать такой студией ? И при этом он сам придумывал и передачи, и названия . Не было такого, чтоб кто-то пришел к нему со словами - «а давайте вот так сделаем запустим, такой проект» — и услышал бы «нет, не надо, не будем». Всегда : «Давай пробуем».

Мы и пробовали , одна студия экспериментального вещания чего стоила . Году в 2003 — 2004 мы посчитали, сколько новых передач мы сделали, открыли, придумали . За три года — полсотни. Понятно, мне могут возразить — разве дело в количестве? Конечно, и в качестве .Но оценку давали профи , в копилке этих лет три " Тэфи " , диплом - признание лучшей телекомпанией страны и многие , многие другие . Я горжусь передачей «Тебе решать» , аналогов нет в России. Снять игровой фильм, сделать на основе фильма ток — шоу, да еще и на всю Сибирь! Двести с лишним серий . А «Дом мультфильмов»! Я очень долго за них держалась, потому что понимала — пока есть детское вещание— мы живы. «Сибирская энциклопедия», «Люди добрые», «Мужской разговор»,«Арт-и шок», «Эврика» — перечислять могу ещё и ещё.

Калерия Карамнова вспоминает своё «Зеркало», а я ей говорю - «ну все же «Территория души» была! Она - «Слушай, была. Но у меня «Зеркало» было любимое». А вообще студия для меня это и есть территория души. Помню когда на студию приносили комплекты постельного белья , его невозможно было купить в магазинах , нам по "блату ". А мы в такое время — о душе, о морали, нравственности , о том , как воспитать детей " Аз и Буки " - Надежда Двинянинова придумала , вела . Скромная , немногословная , прямолинейная , правда , она такой всегда была . Сегодня уже ветеран ТВ ,как Валентина Сибирякова , Василий Смотров , Лариса Романова , Дмитрий Коровин ..Вот такие "ветераны".. "Умники" и "умницы " - "трудяжки" . У Светы Тернер был проект «Люди добрые». Это в те бандитские времена, когда наши новости — уже «Вести» - рассказывали о расстреле то одного вице-мэра, то другого. А мы — «Люди добрые», и «Мужской разговор» о том, какими должны быть мужчины , как вернуть гармонию в мир

Прошу извинить меня за то , что назвать надо бы всех , с кем свела меня судьба на ГТРК ( но это невозможно ) я уважаю , люблю и тех , кто сегодня на студии , тех , кого нет и кого нет уже в этой жизни .Я благодарна им всем за уроки , взгляды , замечания , за дружбу . Хочу сказать спасибо Новосибирску, нашей студии за счастье , что было и есть работать здесь .

Вспоминаю первых выпускников, тех ребятишек первого выпуска журфака НГУ, которые к нам пришли. Приходили и в новости, потом мы делали свою "молодежку". Как в сказке , нас закрывали, а мы возродились. Мы тогда этой "молодежкой" делали передачу «Запросто» - я была влюблена в эту команду. Спасибо Свете Тернер, которая долго не соглашалась стать руководителем этой, как она говорила, команды детского сада. А в итоге от неё «большущее спасибо за то , что правильно сделала, их мне подсунула. Такие классные ребята». Потом эти ребята снялись всей командой и уехали вМоскву. И это тоже награда — да, мы потеряли их, но мы же вырастили тех, кто сразу в Москве пригодился на федеральных каналах. И я сегодня коллегам не устаю повторять: «Ребята, студия без вас проживет, а вы , можете это признать или нет ,—но всё, что у вас есть — она вам дала». Без этой почвы, этого климата, без воздуха вы бы не были такими, какими выросли. Как профи — все состоялись здесь.

Более того — я приведу, может, не самый лучший пример — люди, которые начинали на других каналах работать в Новосибирске, а потом ,волею судеб, оказывались здесь — они не приживались. У них школа другая была, они варились в другом бульоне. Они не хуже , они другие - не студийцы , не ГТРКш-ки .

Так или иначе, они почти все ушли. Здесь оставались верные, преданные студии. Кто бы мне не говорил, что надо менять свою работу каждые 5 или 7 лет , но я знаю — есть такой род занятий - телевидение .И изменить ему ,для меня, невозможно , как Родину предать . Да и зачем менять ? Это же и так каждый день смена тем ,людей ,текстов , поворотов , счастливые мгновения понимания , узнавания , знакомства .

Студия , телевидение подарило моих удивительных друзей ( позволю себе так их назвать ) Розу Литвиненко , Наталью Полякову ,Владимира Гусева. Мы встречаемся , сейчас реже , чем хотелось бы , разговариваем , вспоминаем , критикуем , последнее время они меня , в моём лице моих коллег и то , что мы делаем не так .Роза ; «Ты что думаешь, мне в этой жизни выпить не с кем?». Я говорю: «Роза, точно знаю, что есть. И наверное много людей, которые хотели бы заполучить Вас в гости». Но мы с Розой до 4 , 6 утра говорим и говорим . Что связывает нас ? Телевидение , передачи , герои , авторы . Особенные люди - телевизионщики . Думаю , что это такая "порода" человеческая. Их здесь очень много — такой "породы".

И дело не в том , что у них особенные родители , особенное образование . Образование от образованности — это большая дистанция, космическое расстояние. Говоря о людях студии, я имею в виду второе — образованность. Сегодня, когда приходит молодежь, я пытаюсь эту мысль как-то донести . Человек, пришедший на телевидение должен так всего много уметь ; мыслить , увлекаться , разговаривать ,слушать , переводить с русского на русский ,удивляться , быть любопытным. До нас здесь работали поколения, они планку высокую поставили.

И не нам ее опускать , ни тебе , ни мне . Помню, как Кашкалда однажды сказал: «Ты благодари жизнь за то, что можешь что-то сделать». И я благодарю. Хотя бывает, устаю, и порой кажется — кто попадет под руку, укушу. Но проходит день — и я понимаю, что без всего этого скучаю, и как жить буду без этой суеты , беготни , хлопот , без мучений , что слово найти нужное не могу - не представляю . Недавно Света Тернер пишет: «Так хочу на студию попасть — буду проездом. Скучаю страшно». Хотя у нее в Москве работы много, едет снимать кино в Темир-Тау. А все равно тянет — хоть на минутку. Или Шиллер. Спрашиваю: «Что-то Вы давно на студии не были, Юрий Андреевич». Он: «У меня такой мандраж — просто бы на стульчик бы сел в коридоре и посидел».

Я за то, чтобы было больше таких людей. Неважно — бывших, сегодняшних. Будущих. Чтобы всегда с волнением , руководитель ты , дворник ли , инженер ... Братство такое телевизионное.

. Не знаю еще одного такого примера среди других ГТРК России ; мы много раз вместе собирались четыре руководителя — Кашкалда, Лондон, Якупов и Войтович. Не врагами смотрели друг на друга — разговаривали по-доброму, смеялись, шутили. Ни одна студия не может таким похвастать. А ведь это тоже какой-то дух. Когда начальники сменяют друг друга, а остаются друг с другом в добрых отношениях .Это же тоже знак качества студии. Что даже ни один начальник ее не подводил тем, что бросал камень в своего коллегу. Наверное , не только мне сегодня очень не хватает Виктора Васильевича Кашкалды , моего большого друга, большого , потому что "большой , щедрой души человеком он был .

Эти годы на студии — как наше сибирское лето. Ты его ждешь — и оно "шмыг" , как мышь в норку , то ли было , то ли показалось . На студии эти мои 17 лет просто " шмыг ". Так и должно быть, когда есть любимая работа, коллеги, с которыми интересно. Когда хорошо — не замечаешь, как время летит. Незаметно для себя стала я ,тоже, старожилом новосибирской студии телевидения.

Некоторые из коллег- "старичков " приходят ко мне - « Слышал перемены будут .Я еще хочу работать» . И они это говорят не потому, что работа гарантирует добавку к пенсии, в большинстве своем это те люди, которые без студии просто умрут. Это я точно знаю. У них много чего другого в жизни , но студия занимает такое большое место в их сердце, душе. Как собака, которую хозяин бросил и она от тоски скулит. А хозяин наш один — наша студия телевидения. И без нее будешь скулить. Хотя конечно — мы не только энтузиасты, мы здесь получаем заработную плату. Но реально — наверное, ни в одной другой профессии, кроме ,пожалуй, врачей и учителей, сколько ты отдашь — не измерить уровнем заработной платы. Поэтому сюда надо идти понимая — никто не оценит твоих мучений, страданий, бессонных ночей. И никто тебе не выключит голову. Нормальная голова нормального телевизионщика постоянно работает, когда ты ищешь название, сценарный ход, если придумываешь новый проект. Ну кто тебе посчитает твои эти часы, которые ты проводишь вот за этим и вот с этим .

Студии - 60 , по меркам пенсионного законодательства - возраст "доживания" , это точно не про студию . Так много интересных девчонок , ребят ,студия жива и дальше будет жить. И будет жить достойно. И я уверена, что у новосибирской студии телевидения будет свой канал вещания. Наверное, то поколение, к которому я отношусь — не может себе представить , как это так — телевидение без канала вещания? Было — 6 часов вещания, и думали — как их заполнять. А сегодня я мечтаю, чтобы у нас был канал вещания, и пусть у нас будут трудности создания 24-х часов. Пусть они будут, эти сложности. Тогда, наверное, мы в полной мере сможем проявить себя как команда, способная создавать, творить. Хотя опыт этого года показал — есть у нас, многих ,тоска по жанру. По детали. По кадру, по "закадру". Конечно, не у всех. Но так и не бывает, чтобы все. Едут, снимают. И это хорошие работы. Пусть не фильмы, но фильмики, как говорил Ватолин, главный редактор «НовосибирскТелефильма».

Когда в кинотеатре «Победе» устроили презентацию фильма моих коллег, у меня сердце сжалось; волнение, страх перед тишиной зала. А потом аплодисменты . Я скупа на хорошие слова, но есть такие мгновения , когда надо не говорить , а аплодировать .. Я присоединилась к зрителям в зале кинотеатра . Я очень рада, что студия телевидения пусть чуть-чуть — но голову поднимает. Как у младенцев, пока голову учатся держать, а потом ничего, и ручки, и ножки начинают работать. Так и наши, кто приходят — вроде вчера голову научились держать, а уже сегодня сделали очень достойную работу. Если есть потребность у наших коллег что-то делать — поддержим. В архивах студии потом будут — работы, снятые Моноенко, Лучанским, Смотровым, Агамян, Салангиной, Двиняниновой, Сибиряковой. Называю имена тех людей, с кем сегодня мне приятно работать. И за их работы не стыдно.

Называю телевизионные работы, имена на телевидении, а ведь есть еще радио. Мы за эти годы не потеряли — только приобрели." Вести ФМ" — коллектив ,практически, весь телевизионный, который никогда не делал радио. А еще "Радио России "— которое жило, живет и пусть живет долго. Там есть Амир Нагуманов, который пришел больше 20 лет назад и построил свое радио и свою команду. А сегодня еще и радио «Маяк» ФМ . А еще появился наш сайт. Это то, что мы приобрели уже за порогом миллениума.

Теперь из побасенок.

В те сложные времена. Заходит ко мне молодой человек. Не буду называть фамилию. Говорит: «Светлана Александровна, не знаю как получилось. Представляете — приехали на съемки , мне дали там 100 долларов. Сказали — на бензин, за то, что вы приехали, то, се». Стоит зеленый. Я говорю - «не знаю, как, но поедешь и вернешь». Вернул.

Или еще. Мы с Игорем Муренко вели прямой эфир с Явлинским. Я его знала уже. Из всех собеседников — политиков он в общении непрост, конечно, человек умный, но снисходительный к регионалам, с журналистами разговаривает "через губу". Первая встреча с Явлинским еще в Кузбассе для меня была мучительна , плохо отработала , большая такая творческая неудача.

Я долго думала перед второй встречей — и нашла, чем зацепить Явлинского. Мы( Войтович , Явлинский , Муренко ) в прямом эфире. Он сидит себе и в камеру говорит то, что ему нужно, а в нашу сторону даже не смотрит. То есть мы - пустое место ,даже глазом не косит . Я знала о его трепетном отношении к отцу — и рассказала любимую притчу отца Григория Явлинского . Он не мог на это не прореагировать — что называется, наступила на точку, видимо, болезненную.

Явлинский - мне ; «Нравитесь вы мне ». И тут Игорь Муренко ; «А я?». В этот момент Явлинский поворачивает голову к Муренко , пауза : «Ну у меня ориентация правильная ». Тут Муренко ,ничтоже сумняшеся, отвечает - « и что, даже галстук мой вам не нравится?». И как это у Муренко вырвалось? Он потом говорил — не знаю. Операторы все, кто за камерами стояли — за животы схватились, потому что надо было видеть лицо Явлинского, которого какими-то дурацкими фразами ,наконец, вывели его из себя , из заготовки . Он растерялся, не знал, что сказать.

Фраза ;" И даже галстук мой не нравится " долго "гуляла" по коридорам студии .

А уж как Игорь Муренко потом жёг, когда «Вечерний звон» придумал и вёл . Игорь Николаевич умел удивлять. Мне кажется — именно работа на студии дала ему раскрыться .

Заговорила об Игоре и вспомнила, как Яков Рувимович нам поставил задачу. Мы считали , что она нерешаема .Сказал Лондон — сколько ни пытаюсь, в Новосибирске сделать «Голую правду» никак не получается. А мы сделали «Голую правду». Когда у нас девушка, голая - нагая до пояса ,в кадре вела еженедельную аналитическую передачу, а Халин снимал. В студию ,большую, всё время открывали двери - то одна мордашка любопытная высовывалась, то другая. И только Валерий Халин , главный телеоператор , невозмутимо работал — мастер, который снимал документалку и много еще чего — снимает "Голую правду" . Шла эта передача на другом канале. А я с чистой совестью, после этой "правды" ,говорю, что у нас нет невыполнимых миссий.

И мне кажется — надо этого пожелать нашей студии: чтобы никогда не заканчивался поток людей, которые приходили к своему руководителю и говорили: «А давайте сделаем». Пусть это будет самая бредовая идея. Но она будет воплощена!!!