Геологи рассказывают о перспективах науки геологии и своей профессии


В недрах Сибири сосредоточено 3/4 российских нефти, газа, угля, меди и никеля. Ответственность за поиск месторождений полезных ископаемых лежит на новосибирских геологах. На этих выходных они отметили свой профессиональный праздник.
31 марта 2012, 14:38
Вести новосибирск

Обидно, но в девяностые геологи сами чуть не стали ископаемыми. О знатоках недр позабыли. Некомпетентные чиновники того периода сочли, что все, что можно было открыть, уже открыли. Мол, доказанных запасов полезных ископаемых хватит надолго. К счастью, здравый смысл в разряд ископаемых не перешёл. О геологах вспомнили.

Юрий Чульжанов, директор музея СНИИГГиМС: "Геология будет играть большую роль при исследовании других планет. Но, честно говоря, мы свою землю знаем не очень хорошо. Самая глубокая скважина - 12 342 метра".

Сейчас в авангарде отрасли геология нефти и газа. Государство решило осваивать месторождения восточной Сибири. Намерения очень серьезные, так как построен нефтепровод до тихого океана. И теперь главный вопрос: чем наполнить трубу? Нужны четкие данные о запасах нефти и газа на новых участках. А их, открытых еще в советский период, недостаточно. Мозговым центром освоения восточной Сибири стал Новосибирский научно-исследовательский институт геологии и геофизики.

Поиск углеводородов - работа комплексная. Геофизики с помощью приборов буквально заглядывают под землю, изучают данные сейсморазведки. Но этого недостаточно. В изучаемую глубинную структуру надо фактически залезть рукам. Для этого бурят так называемые параметрические скважины. Обязательно достают керн - образец с глубины. Изучение образцов, химического состава жидкостей и привязка этих знаний к данным геофизиков - только такой набор знаний помогает делать предположение о наличии и объемах полезных ископаемых.

Кстати, цена освоения такой скважины может достигать и миллиарда рублей. Столько будет стоить и строительство очередной скважины в сложных условиях Эвенкийских гор и тайги на севере Красноярского края. Так пытаются обосновать, что у Юрубчено-Тахомского месторождения, где работает "Роснефть", есть солидное продолжение.

Евгений Смирнов, заведующий отделом геологии и нефтегазоносности сибирской платформы СНИИГГиМС: "Но она в лучшем случае нам даст некий объект, который в дальнейшем надо изучать, а это еще бурение ряда скважин. Для того, чтобы выявить залежь, ее оценить, разведать".

Образец с глубины пилят, фотографируют в ультрафиолете, а затем разбирают на части, чтобы их можно было рассматривать под микроскопом. А этим уже занимаются специалисты литологи, проводя петрографический анализ.

Наталья Иванова, заведующая группой петрографической литологии СНИИГГиМС: "Если это крупномасштабная параметрическая скважина, то в среднем на аналитическую обработку требуется от 6 до 8 месяцев".

С каждым шагом Новосибирских специалистов по изучению недр Восточной Сибири возникает больше и больше вопросов. И даже при том, что именно СНИИГГИМС играл ключевую роль при освоении Западной Сибири, имеющегося опыта не хватает, а чаще он просто не применим. Дело в совершенно разной структуре нефтегазоносных провинций. Максим Смирнов, руководитель сибирского геофизического центра рассказывает, что бывает вообще непонятно, как интерпретировать данные сейсморазведки, полученные из Восточной Сибири. И без разведочного бурения точно не обойтись.

Максим Смирнов, начальник сибирского центра обработки геофизических данных СНИИГГиМС: "Очень сложная поверхностная геология, карсты разнообразные, мерзлота, в том числе и трапы, которые существенно отличаются по физическим свойствам, порождают много помех и т. д".

Восточная Сибирь - Сибирская платформа - это еще тот орешек. Со своими тайнами расставаться не спешит. Что ж, тем интересней. И сотрудники института не исключают, что со временем они выработают совершенно новые методы изучения нефтегазоносных горизонтов. А в принципе, успехи уже есть. На границе Иркутской области и Якутии у реки Лена открыли месторождение.

Максим Смирнов, начальник сибирского центра обработки геофизических данных СНИИГГиМС: "Сейчас мы ведем изучение на Чайкинской площади, где было поставлено бурение по данным нашего института и получен приток углеводородов. И сейчас мы занимаемся доизучением этой территории".

В процессе бурения там получили газ. Но сейчас в институте не исключают, что следующая скважина даст нефть.

Впрочем, в институте занимаются не только нефтью и газом. Поиск минерального сырья - твердых полезных ископаемых другая задача СНИИГГиМС. В частности, алмазов и золота. Специалисты уверены, что и Новосибирская область имеет немало геологических сюрпризов.

Александр Черных, заместитель генерального директора СНИИГГиМС по научной работе в области минерального сырья: "Есть и в Новосибирской области кое-что. Другое дело, что она слабо изучена по сравнению с соседними регионами, потому что плохо обнажено. Здесь необходим большой объем бурения, большой объем геофизических работ, а это дорого".

Возможно, это дело будущего. Главное, есть, кому над всеми заказами государства работать. В геологию сейчас всё больше приходит людей молодых. И этому нельзя не радоваться. Значит, наука точно не умрет. И чтобы процесс обновления кадров поддержать, в институте запустили ряд социальных программ для молодых специалистов. Есть субсидии к зарплате. Организация снимает им жилье.

Аркадий Ефимов, генеральный директор СНИИГГиМС: "Мы помогаем выплатить первый взнос ипотеки молодому человеку в форме такого небольшого льготного кредита и, кроме того, погашаем значительную часть ипотечных процентов".

Двадцать первый век - новая ступень в развитии геологии. И государство начинает тратить на эту науку деньги. Например, только в этом году из бюджета России на геологоразведку потратят 26 миллиардов рублей. Значит, и у новосибирских исследователей - перспективный взгляд в будущее.

читайте также