Новосибирская подземка: как строили самое экстремальное в мире метро?


Самое экстремальное метро в мире - именно так называют новосибирскую подземку. И за её конструкцию - которая, например, зимой делает метромост через Обь короче, а летом длиннее на целых 50 сантиметров. И за культурную жизнь: прямо в поездах появились выставки, а на перронах звучат концерты. Кому обязана своей звездной судьбой первая - и до сих пор единственная подземка за Уралом?
18 июня 2015, 15:01
Вести новосибирск

34 года назад появился первый сквозной тоннель метрополитена. На профессиональном языке — произошла сбойка между станциями площадь Ленина и Октябрьская. 952 метра. Всего-то, но это если на поверхности. Под землей, для проходчиков и время и расстояния меняются. Каждый шаг - невероятные усилия. Максимум - три метра в день. Это рекорд. И все-таки, успехи первой проходки увеличили кредит доверия Новосибирскому метростроительному предприятию, молодому, но амбициозному. Создавать подземку в Сибири — задача и по нынешним временам непростая, а тогда - уникальная. Суровый климат, сложная геология. А тут первый результат: да еще и на участке проходки, да еще и почти вручную.

Андрей Ксензов, начальник МУП «Новосибирский метрополитен»: «Важность рабочих профессий, особенно инженерных профессий, тогда оценивалась очень высоко. Доля ошибки даже в то время не должна была превышать пять сантиметров. Чтобы попасть в котлован принимающий. Вот вдумайтесь, какие расчеты должен был вести инженер».

С первой сбойки и до начала регулярного движения в метрополитене оставалось еще три с половиной года. Они будут наполнены событиями неординарными. Как строительство метромоста. Так в декабре восемьдесят второго года завершено возведение опор в русле Оби. А через семь месяцев началась надвижка конструкции. Она весит семь тысяч тонн. И двигалась с левого берега на правый полтора года. На момент открытия это был самый длинный метромост в мире. И сейчас он уникален.

Людмила Гуляева, начальник общего отдела МУП «Новосибирский метрополитен»: «Надо было принять такое решение, чтобы он соответствовал нашим перепадам температурным, которые у нас — брать лето и зиму, - 80 градусов. Поэтому там стоит такой прибор, называется уравнительный. Он уравнивает рельсы под температуру».

Новосибирское метро — плод титанических усилий. И немудрено: такое дитя под особым присмотром. Не от этого ли и всероссийская слава сибирской подземки, как одной из самый опрятных. А в рамках специализированной ассоциации России и СНГ новосибирский метрополитен прочно удерживает третье место после Московского и Питерского. 

читайте также