• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Новосибирцы примут участие в создании самолетов нового поколения

5 марта 2017, 14:32
Какие научные разработки новосибирцев можно использовать для создания самолетов нового поколения – и военных, и гражданских? Делегация из Москвы во главе с генеральным конструктором Объединенной авиастроительной корпорации России подписала соглашение с руководством Сибирского отделения Академии наук.

На стенах новосибирского института автоматики едва различимые, тонкие – с человеческий волос – современные чувствительные датчики. Их создали для высокоточных измерений температуры, давления, деформации. Они способны работать в любых, даже экстремальных условиях. Замеры уже ведут на высотных и сложных по конструкции зданиях: башнях Технопарка в Академгородке, спорткомплексе «Заря». У разработки есть шанс попасть в научно-техническую базу отечественного авиастроения. За рубежом подобные волоконно-оптические датчики уже следят за состоянием крылатых машин.

Александр Достовалов, научный сотрудник Института автоматики и электрометрии СО РАН: «Эти датчики можно интегрировать в композитные материалы, которые, в свою очередь, используются для производства, в частности, крыльев самолетов. Во-первых, они могут измерять температуру, во-вторых – деформацию, это важно для мониторинга состояния крыльев и самих материалов».

Большой черный ящик – 3D-принтер по металлу – придумали и собрали в новосибирском Академгородке. Первые опытные образцы. Сталь. Мелкие детали. Можно напечатать и запчасть для самолета – не на заводе, а прямо на летном поле, как это уже делают за рубежом.

Виктор Бессмельцев, руководитель лаборатории лазерной графики Института автоматики и электрометрии СО РАН: «На аэродромах, например, самолет сел – у него что-то сломалось, например, ось. Если запчасти, скажем, в Сирию, везти отсюда – это будет долго. Американцы поставили там такие машины – не в самой Сирии, а рядом, – и делают вот такие запасные детали».

От идеи до реализации сегодня, возможно, один шаг – современная наука не может существовать в отрыве от производства. Отечественное авиастроение сегодня нуждается в современных разработках и научно-технической базе. Ее создают в Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входят крупнейшие заводы и концерны страны. «Сухой», Авиационный комплекс имени Ильюшина, «Миг». Эксперты изучают лаборатории исследовательских институтов страны. В Новосибирске делегация во главе с генеральным конструктором корпорации. Изучают, что сибиряки могут предложить для гражданской авиации и Министерства обороны.

Самолеты нового поколения – легкие, прочные, с высоким ресурсом работы. Часть этих задач решает вот такой черный порошок. В канистре почти два килограмма углеродных нанотрубок – современный конкурентоспособный материал. Порошок меняет все, с чем взаимодействует. Чтобы, к примеру, пластик стал прочным, достаточно совсем небольшого количества. Самолеты из материалов с нанотрубками могут стать крепче и дольше служить.

Сергей Мосиенков, старший научный сотрудник лаборатории наноструктурированных материалов Института катализа СО РАН: «Они легче, прочнее, они выдерживают больше циклов нагрузки до своего разрушения».

О свойствах нанотрубок было известно еще в 90-х, но только сейчас в России отладили технологию и начали их производить. На этом реакторе в новосибирской лаборатории получают до 5 кг нанотрубок в сутки. Затраты сопоставимы с мировыми.

Ученые придумали новые химические соединения, которые смогут защитить, к примеру, черные ящики – бортовые самописцы самолетов – от повреждений в случае катастрофы.

В одной из лабораторий «учат летать» беспилотники. Несколько мониторов, видеокамера. Центр управления полетами – на трех рабочих столах.

Не на все вопросы могут дать ответы – некоторые разработки уже засекречивают. Встреча с авиастроителями закрыта для прессы. Возможно, там прозвучали и первые конкретные предложения о сотрудничестве.

Безопасность летательных аппаратов, прочные и легкие материалы для строительства, технологии проектирования и моделирования, силовые установки – это то, что сегодня в научных институтах ищет ОАК – Объединенная авиастроительная корпорация. Развитие отечественного авиастроения – одна из главных задач, которую ставили еще перед основателями Сибирского научного центра ровно 60 лет назад. В этом году у Академии юбилей.

Александр Асеев, председатель СО РАН: «От сотрудничества с такими корпорациями как Объединенная авиастроительная зависит будущее наших институтов, будущее нашей науки, и самое главное – судьба тех молодых людей, которые сейчас идут в науку».

Стратегические задачи – Россия должна выйти на 3 место в мире по гражданскому авиастроению: сократить время разработки новых моделей самолетов с 20 до 7 лет. Истребители 5-го поколения – например, ПАК ФА – Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – уже участвуют в летных испытаниях. Их совсем скоро примут на вооружение Воздушно-космические силы России.

Сергей Коротков, генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации России: «Мы сегодня работаем над новыми проектами, такими как ПАК ФА, планируются и другие проекты, которые будет заказывать Министерство обороны, но чтобы реализовать эти проекты, нам нужен научно-технический задел».

Самолет нового поколения – легкий истребитель Миг-35. Сувенир на память сегодня – как знак новосибирским ученым: в развитие отечественного авиастроения они могут внести свой вклад.