В Новосибирске построят 80 станций легкого метро с бесплатным проездом


В Новосибирске построят 80 станций легкого метро с бесплатным проездом
На первый взгляд, идея бизнесмена из Северной Пальмиры Рината Бичурина кажется утопичной, но сам он в успехе ее реализации уверен. Официальное предложение в мэрию Новосибирска уже отправлено. Редакция nsktv.ru связалась с питерским бизнесменом и узнала подробности.
28 сентября 2015, 15:15
Петр Уваров
Вести новосибирск

  • Легче, еще легче!

Для начала давайте разберемся, что же такое – «легкое» метро и чем оно, собственно, отличается от «тяжелого»? Так называемый легкий метрополитен – это транспортная рельсовая сеть, которая располагается не под землей, а над ней – то есть на эстакадах, иначе говоря, поезда пулей проносятся не под автомобильными пробками, а над ними.

GB_09_DLR_02.gif

Лондонское легкое метро. 

В Новосибирске предприниматель из Петербурга хочет построить 120 километров путей и 80 станций. Проезд в легком метро Новосибирска будет бесплатным – все эксплуатационные расходы окупят коммерсанты, которые будут арендовать площади рядом со станциями, так считает инициатор идеи. Мы связались с идеологом концепции строительства такого метро в России – Ринатом Бичуриным.

- Ринат, вы действительно отправили предложение о строительство легкого метро в Новосибирске в администрацию города? Как давно это было? Какой ответ получили или не получили?

- Это было в конце июня. Я отправил короткую формулу предложения. В администрации спустили вопрос в самый нижний ярус бюрократии. Они отправили мое предложение в управление строительства метро. Позвонил специалист технического отдела - дядя предпенсионного возраста - попросил прислать ему на почту подробное предложение. Я прислал, он, правда, передал его, кому следует - выше…

Прислали мне затем два письма для ознакомления без внятной резолюции. Одно - мнение и.о. начальника департамента транспорта Райхмана (Сергей Райхман – и.о начальника департамента и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска – прим. ред.) на основе непонятно каких выкладок о непроработанности предложения о создании в Новосибирске частного надземного легкого метро, другое - от министра транспорта области Титова (Сергей Титов – прим. ред.), которое только со смягчением формулировок почти слово в слово повторяло мнение Райхмана. Никакого ясного ответа я так и не дождался.

- Решили на этом остановиться?

- Разумеется, нет. Недавно отправил уже официальным порядком, письмо в мэрию Новосибирска с подробным предложением. 

- Какова стоимость проекта, протяженность линий и какие мировые аналоги наземного метрополитена лежат в основе вашего проекта?

- Ориентировочно для Новосибирска 120 км путей и 80 станций. Линии надземного метро есть во многих крупных городах мира. Подземного метрополитена меньше, поскольку оно дороже. В Париже, Лондоне, Чикаго, Нью-Йорке. В Японии, Китае, Индии, Канаде, Финляндии, Норвегии, Швеции.

- Из каких источников будет осуществляться само строительство? На основе частно-государственного партнерства? За счет инвесторов? Может быть, акционерное общество?

- Никакого частно-государственного партнерства. За счет частных инвестиций. Долевое участие акционеров возможно по окончании строительства с выходом на публичный рынок, на биржу.

  • Билета не надо

- О бесплатном проезде, если позволите. Не открою для вас тайну, но многих людей смущает такая декларация - «бесплатный сыр только в мышеловке», рассуждает обыватель. Неужели доходов от сдачи в аренду коммерческих помещений на станциях хватит на эксплуатационные расходы?

- Расходы на перевозку не превысят 20% от доходов от сдачи в аренду коммерческих помещений. Доходов хватит, чтобы за срок от 2 лет окупить расходы на строительство надземного метро.

- Кто станет оператором метрополитена? Оно перейдет в ведение обычной подземки в Новосибирске? Войдет в состав РЖД в качестве дочерней компании?

- Оператором частного надземного легкого метро будет частная компания. Это обычная практика. Во многих странах мира управляют метрополитеном частные компании. В Японии, в Токио, например. ГУП и МУПы показали свою неэффективность, у них нет стимулов снижать издержки.

legkoe_metro_berlin.gif

Так выглядят поезда легкого метро в Берлине. 

- Очевидно, что строительство такого уровня: эстакады, насыпи, автомобильные развязки, там, где это необходимо, под силу только очень крупному и техническому оснащенному игроку. Кто будет строить метро?

- Генеральный подрядчик будет выбран после процедуры публичного тендера. Не преувеличивайте сложность строительного проекта. Это легкое метро, а не грузовой железнодорожный транспорт. Насыпи не нужны. Только эстакады.

- Насколько я понимаю, свое предложение вы направляли не только в Новосибирск, но и в другие города. На каких стадиях его рассмотрение в других городах РФ? Есть все-таки вероятность, что где-нибудь оно будет построено?

- Первоначально 50% отказов. Остальные на разных стадиях продвижения. Пока еще рано говорить о существенных результатах. Прошло только 3 месяца. Велика общественная поддержка со стороны горожан, страна большая. Так что за 10 лет легкое метро практически во всех крупных городах России станет фактом.

- Спасибо за интервью.

0_b9d24_36412082_XXXL.gif

Свой легкий метрополитен есть и в Куала-Лумпур. 

  • Pro et contra

Идея, действительно, заманчива. Немало новосибирцев, ежедневно стоящих в многочасовых пробках, вполне могли бы пересесть в комфортабельные поезда легкого метро и домчаться с ветерком в пункт назначения.

Почему же при такой, внешне вполне симпатичной картинке, новосибирские власти не желают рассмотреть возможность строительства легкого метрополитена в нашем мегаполисе? Вот аргументы, которые, по мнению представителей муниципалитета, мешают реализовать эту идею:

- Новосибирск имеет исторически сложившуюся плотную застройку преимущественно с узкими улицами и разветвленной сетью оврагов;

- В городе утверждена генеральная схема развития линий метрополитена, расположение станций на которых приближено к местам, обеспечивающим максимальный пассажиропоток;

- В России отсутствует нормативная база для возможности проектирования и строительства «легкого метро»;

- По результатам эксплуатации участка московского «легкого метро» при отрицательных температурах воздуха выявлены сбои графика движения электропоездов из-за их технических отказов;

- Запланированный участок продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Гусинобродская» до станции «Молодежная» на утепленной надземной эстакаде незначительно дешевле стоимости тоннельной проходки;

Одним словом, аргументов против строительства немало. Между тем, принцип работы легкого метро сильно напоминает концепцию скоростного трамвая в Новосибирске, о создании которого так много говорили лет 7 назад. Сейчас о нем как-то не вспоминают, вероятно, идею легкого метрополитена, ждет такая же судьба. А так хотелось бы от концепций перейти… в реальный вагон. 

Петр Уваров
читайте также