Разработанный в Новосибирске самолет начнут производить в Бурятии

8 апреля 2018, 12:13
Точка невозврата пройдена: в небе России будут летать самолеты, разработанные в Новосибирске. На этой неделе состоялось историческое событие: подписан договор между производителем – заводом в Бурятии, где будут делать новых карбоновых птиц, – и заказчиком – «Полярными авиалиниями».

Только по одному контракту – сразу двести самолетов. В первый полет к месту работы новой машины – в Якутию – отправились новосибирские испытатели.

В свой первый рейс демонстрационный самолёт ТВС-2ДТС преодолел более трёх тысяч километров: из Новосибирска в Улан-Удэ, затем в якутский аэропорт «Маган». За штурвалом – Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации, который и занимался разработкой проекта.

Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина: «Метеоусловия были сложные, но возможности самолета – наличие метеолокатора, скоростные характеристики, высокая дальность – позволили обойти все неблагоприятные погодные условия и совершить посадку в Якутии».

Новый самолёт – потомок легендарного Ан-2. Он так же прост в эксплуатации и обслуживании, способен осуществлять взлёт и посадку на короткие грунтовые полосы, даже похож внешне. Но это только сходство. Новосибирские авиаконструкторы создали принципиально новый самолет: турбовинтовое «сердце», так называемая «стеклянная» кабина, где пилоту в помощь – современное цифровое оборудование. Но главное, что сделало самолет особенным, – карбон, композитный материал. ТВС-2-ДТС может поднять три с половиной тонны груза – в два раза больше «кукурузника», – летит быстрее и дальше – на четыре с половиной тысячи километров. Супер-способности – благодаря углепластику: он прочнее и легче металлов, именно из него делают большие «Боинги».

Эти кадры – уже исторические: первая в жизни посадка на том же чкаловском аэродроме, где ровно 70 лет назад взлетел первый прототип Ан-2. Символично. Но если «кукурузнику» пришлось полвека завоевывать звание легенды и рекордсмена Книги Гиннесса, то новичок запрыгнул в вагон истории с разбегу. Он теперь навсегда – первый в России цельнокомпозитный самолет для региональных перевозок.

Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина: «Мы сегодня отдаем государству не конкретно «самолет-кукурузник», а мы передаем комплекс производства и сбыта: технология по изготовлению – вот такая, требуется вот такое оборудование, самолет идет взамен таких-то самолетов».

Сегодня 80% самолетов на местных воздушных линиях – старые «кукурузники». Производство машин такого класса Россия потеряла в перестройку, как и местное авиасообщение. «Аннушки» перестали летать в райцентры, большинство аэродромов закрыты. Теперь у региональной авиации есть будущее – родом из Новосибирска. Собирать самолёты будут в Бурятии. Объёмы колоссальные – только в Якутию планируют поставить 200 машин, причём первые ожидают уже в 2021 году.

Леонид Белых, управляющий директор АО «Улан-Удэнский авиационный завод»: «Сегодня завод укомплектовался исходя из необходимости производства данного самолета. В то же время, отрабатывается цепочка коопераций, чтобы сделать самолет как можно дешевле, ведь сконцентрировать всё на одном заводе сложно. Какие-то детали будут производиться на других заводах, а окончательная сборка – на Улан-Удэнском авиационном заводе».

Авиакомпания-заказчик планирует использовать ТВС-2ДТС для ежедневных рейсов даже в отдаленные населенные пункты Крайнего Севера. И это – начало решения транспортной проблемы самого большого и труднодоступного региона страны.

Александр Тарасов, генеральный директор авиакомпании «Полярные авиалинии»: «На моей памяти, в советское время было около пятисот площадок, а сегодня осталось 114. Представляете, какая большая разница? И нужно всё это восстановить. Сегодня появляется уникальная возможность использовать этот самолет, чтобы определить транспортную доступность для населения».

Якутия первой из регионов Дальнего Востока подписывает контракт с Бурятским заводом о долгосрочном сотрудничестве. Впрочем, новосибирские конструкторы уверены, что география полетов в будущем выйдет далеко за пределы округа: ТВС-2ДТС уже вызвал интерес не только в России, но и за её пределами.