Сибирские ученые помогают строить электрон-позитронный коллайдер


Невиданные скорости. Невидимые частицы. В Японии завершают монтаж электрон-позитронного коллайдера. В его создании участвуют ученые со всего мира. В том числе и новосибирцы. Сегодня в Академгородке - общий сбор международной научной группы физиков-ядерщиков.
8 сентября 2016, 15:00
Вести новосибирск

Институт ядерной физики. Интеллектуальная элита из разных стран объединилась. Чтобы запустить новый коллайдер. В разы меньше «большого адронного». Но... уникальный в своем роде.

Рёсуке Ито, Профессор Лаборатории физики высоких энергий КЕК (Япония): «На большом коллайдере изучают процессы на самых больших энергиях. В нашем эксперименте изучаем редкие квантово-механические процессы. Скажем так, на небольших расстояниях».

Александр Кузьмин, Старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН: «Если посмотреть на плотность частиц, то это очень разряженный газ. Это скорее - вакуум. То есть сталкивается пустота с пустотой».

Впрочем, эксперименты с "пустотой" заполнят белые пятна в науке. К примеру, как зарождается редкая частица? Существуют ли другие измерения? Как преодолеть межгалактическое пространство? Одним словом, высокая физика. И новосибирцы здесь - законодатели "мод". Электронные схемы, программное обеспечение - наше.

Владимир Жуланов, Заведующий научно-исследовательским сектором Института ядерной физики СО РАН: «Когда посчитали, получилось, что для системы нужно около 600 компьютеров поставить, чтобы все вычисления делать».

Новосибирцы придумали, как сократить количество компьютеров до 20-и с лишним. В основе составляющих коллайдера - кристаллы. И тоже родом из России.

Татьяна Чуй, Корреспондент: «Вот так выглядит кристалл. По сути - соль. Только не поваренная. В природе не встречается. А искусственно выращенная. И нужна она не для кулинарии, а для высокой физики. Кстати, такой кристалл стоит почти тысячу долларов».

В японском ускорителе таких - 9 тысяч. Каждый второй прошел проверку на "профпригодность" в Академгородке. Кристаллы - дорогие, тяжелые. И смертельно опасные. Тяжелые металлы все-таки. Прикасаться только в перчатках. И хранить в стальном сейфе.

Денис Епифанов, Старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН: «Особой толщины здесь не требуется. Требуется определенная температура и влажность, которая здесь поддерживается. А еще просто защищает от случайного прикосновения и других факторов».

Монтаж коллайдера в Японии завершают. Там постоянно трудятся бригады специалистов из Академгородка. Впереди - тестирование и запуск.

читайте также