Практически каждый институт СО РАН внес свой вклад в освоение космоса. Так, ученые Института прикладной и теоретической механики принимали участие в создании отечественного «челнока» «Буран», и они же рассчитывали траекторию затопления орбитальной станции «МИР».
О разработках новосибирцев в эфире телеканала «Россия 24» рассказал директор Института теоретической и прикладной механики Александр Шиплюк.
– Ваш Институт принимал участие в разработке перспективного возвращаемого космического аппарата. На каком этапе сейчас работы?
– Работа еще ведется – планы составлены на 4 года вперед. Сейчас мы участвуем в расчетах по аэродинамике этого космического аппарата на больших высотах – больше 80 километров. Определяем динамические характеристики аппарата – как он будет сходить с орбиты, устойчиво или нет. Изучаем и мягкую посадку. Речь идёт об аппарате «Федерация».
– За какими летательными аппаратами будущее?
– Сложно сказать. Нужны и миниатюрные летательные аппараты, и сверхзвуковые пассажирские. Вариантов много.
– Как вы оцениваете наши перспективы в космонавтике?
– В пилотируемой космонавтике мы впереди всех. Хотя, американцы и китайцы рвутся. Мы по всем параметрам опережаем другие страны. Мы очень тесно работаем с РКК «Энергия», создаем научную основу для тех космических аппаратов, которые они запускают.
– Полет на Марс, колонизация Луны – амбизиозные задачи государственного масштаба. Ваш Институт встраивается в их решение, пусть даже опосредованно?
– Космический аппарат «Федерация», о котором мы говорили, имеет задачу не только выходить на МКС – среди задач заложены и полёты к астероидам и на Луну. Вопросы колонизации Луны мы будем решать. Марс – это более дальняя перспектива. На Луне обнаружены запасы гелия-3, которые имеют хорошие перспективы использования в энергетике будущего.
– Вы работаете не только на космос, но и на небо, по меткому выражению академика Фомина – «изучаете все, что летает и стреляет». Другого такого аэродинамического комплекса в Академии наук нет, вы часто об этом говорите, это гордость Института. Что он из себя представляет?
– У нас есть комплекс аэродинамических труб, в которых мы поможем проводить исследования и малых скоростей полёта и больших, космических. Это большие экспериментальные установки полного цикла. Можно ставить высокие параметры – температуру до 5 тысяч градусов и давление до 4 атмосфер.