Удешевить производство автомобилей помогут новосибирские учёные

26 февраля 2018, 19:11
Над чем именно сегодня вместе работают сотрудники Институтов неорганической химии и катализа и как это поможет развитию российской автопромышленности?

Как пыль – платиноиды. Дороже золота в десятки раз. Не боятся коррозии, долговечны. Металл ювелиров в промышленности незаменим – к примеру, в нейтрализаторах выхлопных газов автомобилей это основной элемент. Родий и палладий гасят действие вредных веществ.

Сергей Коренев, завлабораторией Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН: «Если это окислый азот, то он восстанавливается до азота, который уходит в атмосферу. Если это угарный газ, то он сжигается до СО2, который уходит в атмосферу. Если это недогоревшие углеводороды, то они сжигаются до воды и углекислого газа».

Обычно в нейтрализаторах выхлопных газов родий и палладий действуют по отдельности – хоть металлы и «братья», они практически не смешиваются. Новосибирцы природу перехитрили, элементы сплавили особым образом, «спрятав» платиноиды в «шубу» из легких атомов.

Юрий Шубин, главный научный сотрудник Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН: «Этот антагонизм, это взаимное неприятие между металлами скомпенсировано вот этой шубой, и уже это соединение-предшественник обеспечивает получение нужного сплава».

На словах – просто, на деле – годы исследований, проб, экспериментов. Технологию совершенствуют каждый день. Сплав платиноидов – не единый слиток: порошок – из наночастиц.

Павел Плюснин, старший научный сотрудник Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН: «Благодаря тому, что мы получаем наноразмерные образцы, размер которых существенно меньше ста нанометров, они обладают более заметной каталитической активностью. Чем меньше частица, тем она, как правило, активней».

Олеся Герасименко, корреспондент: «Итоговый композит уже на заводе наносят на керамические соты – это главный элемент нейтрализатора выхлопных газов. После – запекают и уже готовое изделие устанавливают на автомобиль».

Сплав – в разы эффективней одиночных металлов. В нейтрализаторе его нужно меньше – получается, дешевле. Интерес к проекту двух новосибирских институтов – неорганической химии и катализа – уже проявил уральский производитель автодеталей. Учёные говорят – есть все шансы вывести разработку из лабораторий на рынок.