• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Знаете ли Вы, что в Новосибирске приземлялись космические корабли?

8 апреля 2011, 14:53
В испытаниях участвовали наши ученые. Подробно об этом - в репортаже Ольги Салангиной.

Вот этот контейнер, из под того самого лунного модуля, пилотируемого корабля луна-земля, который был доставлен сюда в институт, из Днепропетровска. Он был вот там, внутри. К сожалению, после испытаний лунный модуль был уничтожен. А вот этот контейнер впоследствии был переоборудован в климатическую камеру. Кстати, он до сих пор еще работает.

Спустя десять с лишним лет специалисты новосибирского института вновь участвуют в крупномасштабном космическом проекте. В СССР планируется создать первый и последний в истории воздушно-космический самолет "Буран". Он должен превзойти - американский шаттл. В семьдесят пятом отдельные части нового самолета были уже готовы. Встал вопрос - где их испытывать? Решением Центрального комитета Советского союза - "Буран" отправляется в Новосибирск. В космическое пространство "Буран" планировалось вывести с помощью ракеты. Самолету предстояло преодолеть плотные слои атмосферы, сделать два оборота по орбите и, вернувшись на землю, произвести посадку. Во время полета корабль должен был выдержать огромные тепловые нагрузки от 900 до 1300 градусов. Специалисты новосибирского СИБНИА в течение семи лет готовятся к испытаниями и, наконец, разрабатывают сложную технологию с помощью, которой конструкцию нагревают и охлаждают до нужных температур.

Василий Белов, заместитель директора по научной работе сибирского научно-исследовательского института авиации: "Проводились акустические, вибрационные испытания, которые характеризуют транспортировочные нагрузки. Огромный объем работы проведен по испытанию кабины шаттла".

За восемь часов испытаний потрачено несколько тысяч киловатт энергии. Отдельное внимание специальной плитке, покрывавшей корпус корабля. Именно она должна была защитить самолет от перегрева. В Новосибирск эту уникальную, по тем временам обшивку, доставили под грифом строгой секретности. Все время испытаний она находилось в специальных сейфах. Ее не разрешалось показывать никому теперь ее можно не только увидеть, но и потрогать.

Елена Щукина, директор музея города Новосибирска: "В чем уникальность этой плитки: если посмотреть, вот основание плитки, плитка имеет собственный номер и только свое место, где она может быть укреплена. И никак иначе. Потому что они имеют разную модификацию".

Испытания самолета еще не были окончены, а по институту прошел слух - интерес к проекту у властей иссяк - работы могут прикрыть. И все же 15 ноября 1988 года самолет совершает свой первый и единственный полет, сделав посадку в автоматическом режиме. Через некоторое время в новосибирский исследовательский институт присылают на испытание, еще одну , усовершенствованную хвостовую часть "Бурана". И тут проект закрывают.

Этот киль от воздушно-космического самолета "Буран" остался в институте в качестве музейного экспоната. Теперь это уже история.

С тех пор заказы на испытания космической техники в новосибирский институт больше не поступали. Сегодня на прочность здесь проверяют гражданские и военные отечественные самолеты. Но местные специалисты уверяют - если появиться необходимость вновь испытывать космические корабли и модули, они не подкачают - все чертежи и схемы уникальных разработок здесь до сих пор сохранены.




Loading...