• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Требовать возврата долга - дело непростое

25 ноября 2010, 13:50
Барнаульские банки подходят к вопросу радикально. Нередко оказывают давление не на самих заемщиков, а на их родственников, коллег и даже соседей. Насколько законны такие действия?

У медсестры Ларисы Панасенко зарплата, как и у всех медиков, небольшая. Но она никогда не думала, что из-за двух тысяч рублей можно разругаться с соседями и вдобавок лишиться работы. Именно такую сумму ее сын задолжал банку "Русский стандарт". От звонков с требованием погасить "громадный" долг стали разрываться телефоны.

Лариса Панасенко, мать должника: "На работу звонили каждые 10 минут, начиная с 10 часов и до часу дня. Это было вообще что-то, на рабочем телефоне. Соседям. Всех с 1 по 9 этаж обзвонили, все спросили про меня. Я при чем? Я кредит в глаза не видела, и на что он истрачен".

Это были не просьбы оплатить долг за другого человека. На Ларису Алексеевну посыпались угрозы, даже оскорбления. Позже, в качестве доказательства, Лариса предъявила прокурору диктофонную запись одного из таких звонков. Вот ее фрагмент.

Николай Степанов, сотрудник банка "Русский Стандарт": "Я обещаю, Лариса Алексеевна, что вашим соседям я буду звонить гораздо чаще, чем вы хотите. Они у меня будут не спать ночами. Я обязательно свяжусь с вашим начальством. Постовая медсестра для вас слишком роскошно. Вы понимаете? Мы посмотрим, как долго вы будете жить на одну пенсию".

Не выдержав телефонного террора, медсестра обратилась за помощью к юристам. Каждую неделю с подобными историями в долговой консультационный центр приходят несколько человек. Юристы категоричны. Телефонные угрозы и оскорбления уголовно наказуемы. Речь идет о нарушении прав человека на частную жизнь и защиту персональных данных. В центре советуют "пострадавшим" немедленно обращаться в милицию или прокуратуру.

Кристина Судницина, юрист Алтайского долгового кризисного консультационного центра: "Дополнительной ответственности родственники, друзья и т.д. за действия заемщика не несут, и нести не должны".

При обращении в суд, звонки обычно прекращаются. На жалобу Ларисы Панасенко банк отреагировал. Это официальный ответ управляющего филиалом банка "Русский Стандарт" в Новосибирске Игоря Скороходова.

"Работа Банка с клиентами строится на принципах безусловного выполнения требований закона. В настоящее время Банк проводит служебное расследование по данному факту. В случае подтверждения изложенной информации сотрудник будет уволен".

Справедливости ради, нужно отметить, что не все банки практикуют грубые методы "выбивания" долгов. Иногда это личная инициатива сотрудника, который не хочет потом отвечать за просрочки. А хочет получить премиальные, за своевременно выплаченный кредит.

Александр Меркер, начальник юридического отдела банка: "Ни один банк, ни одно коллекторское бюро не учит своих сотрудников - как можно сильнее их напугайте".
В любом случае, бороться с телефонным рэкетом можно и нужно. А между тем, некоторые юридические конторы, поражаясь "таланту" вымогателей, учредили конкурс на самую нелепую угрозу. Пока лидирует - "Да за 1,5 тыщи я вам нос откушу".




Loading...