В небе над аэродромом Мочище прошло авиашоу


Организаторы подняли в воздух как привычную, так и экспериментальную технику. И гвоздь программы - над Новосибирском стальные герои Великой Отечественной.
31 июля 2011, 15:59
Вести новосибирск

Ил-2 грозный штурмовик Великой Отечественной. Он был найден на границе между Карелией и Мурманской областью. В болоте. Редчайший случай в авиареставрации - сохранилось почти 40 процентов родных деталей.

Они пережили полвека чтобы вновь подняться в небо.

Память о воздушных сражениях буквально впечаталась в железо. Вон они - пробоины от пуль. На счету боевой машины - 6 вылетов. 7-ой оказался последним, но только для самолета. Экипаж выжил. Что тоже редкость, особенно для стрелка. Крепкая броня защищала все, кроме него.

Сохранились даже снаряды. Правда, пока останки самолета ждали на платной стоянке своего часа - боеприпасы выкрали.

В своей первой жизни, ИЛ-2 вооружен был до зубов. Порядка тонны бомбовый запас, уже тогда программируемый бомбосбрасыватель, пулемет две пушки, реактивные снаряды. В Великую Отечественную летающий танк был самым массовым самолетом. Всего их выпустили 28 с половиной тысяч штук.

Но эта машина особенно ценна - имеет стреловидное крыло. Таких с завода вышла лишь маленькая партия. Крыло это теперь берегут как зеницу ока.

На реставрацию ушло 5 лет. Кропотливый труд изо дня в день.

Владимир Кузнецов, слесарь-сборщик: "Всеми подручными средствами приходится выколачивать эту деталь. Ну, вот именно эта сделана из 2-ух половин, конус сделан тоже с ровного листа. И вот эта сфера сделана тоже с ровного листа на деревянном болване".

Мастерство самолетостроителей 40-ых поражает. К примеру, фонарь кабины пилота тогда делали влет. Оргстекло склеивали с бронированным. Сегодня не могут.

Владимир Бернс, директор предприятия "Авиареставрация": "На чертеже военного времени написано склеивается с помощью прокладки поставляемой заводом изготовителем - все. Другой информации нет. Мы пытались найти ее технологию. Мы до сих пор ее не нашли. Связывались и с институтом стекла в Москве, с институтом авиационных материалов. Эта технология к сожалению утеряна".

Вот так выглядит то, что находят в болотах - чтобы вернуть обломкам облик железной птицы уходят сотни килограммов чертежей. Оригинальных и новых. Вот этот - его нашли в архивах, помог собрать капот мотора. Кстати, сам двигатель тоже военных лет, но не родной - американец. У того, что ставили на ИЛ-2, ресурс был не больше 60-ти часов. Дольше, считалось, летающему танку не прожить - собьют. Живучесть возрожденного штурмовика проверят летчики-испытатели.

Владимир Барсук, летчик-испытатель: "Ощущается необычное чувство соприкосновения с историей. Есть и трепет, есть и страх. Естественно не все и не всегда работает исправно очень много сложных незнакомых моментов"

На аэродроме в Жуковском он станет гвоздем программы МАКС. А после улетит за океан.

читайте также