В Новосибирске проверили, как на человека действуют низкие и очень низкие температуры


На рубеже сезонов. Завершается календарная осень, начинается зима. Календарная, но не реальная. В Сибири аномально теплый ноябрь. Температура сразу на несколько градусов выше обычной для этого времени года. Да и когда Новосибирск встречал декабрь без снега? Впрочем, синоптики утверждают: теплую осень сменит суровая зима.
1 декабря 2013, 15:27
Вести новосибирск

Календарное начало, с позволения сказать, зимы в этом году выдалось чудное для наших широт. Сноубордисты с тоской глядят на обнажённые склоны. В зоопарке медведи в недоумении не могут впасть в спячку. Немного страдают и моржи, полноценный сезон пока под вопросом. Хотя некоторые водоёмы ледком уже и прихватило. Известный пловец-рекордсмен Николай Глушков вспоминает, как это бывает по настоящему. Сперва - пробежка. Каждый день по несколько километров, налегке. Зимой и летом одним цветом - это про меня, говорит Николай Георгиевич в преддверии 60-летнего юбилея. Начинал в маечке, потом у нее укоротились рукава, потом майка осталась в шкафу и сейчас даже в морозы бегает только в шортах. Граница возможностей организма - далеко, уверен Глушков. Но наши современники слегка разнежились. Офис-машина-дом-офис. На открытом воздухе бывают мало, не закаляются. Хотя всё же сибиряк - человек особенный.

Николай Глушков, президент новосибирской федерации холодового плавания: "Начиная с прогулки на открытом воздухе - это и есть первый шаг к закаливанию. И тогда вернется сибирякам его сибирское... Нет, оно имело быть место, и продолжает быть актуальным - сибирское здоровье. Крепчайшее. Крепчайшая нация. Всё ж таких вот условий нет ни в европейской части России, там мягкий, сырой климат. И мы плаваем больше километра, это для нас нормально, ну, от пятисот метров, а они для себя считают рекордом триста метров в ледяной воде".

Новые медтехнологии позволяют закалиться, никуда не ныряя. Криокамера охлаждается до экстремально низких температур парами жидкого азота. Пациент находится внутри несколько минут. Шоковое, но целительное воздействие холода стимулирует иммунную систему, запускает механизмы саморегуляции, и взрывает настроение.

Зара Русских, врач-физиотерапевт: "Идёт выработка биологически активных веществ, гормонов, в том числе, эндорфина, "гормона счастья".

Испытаем на себе. Внутри камеры минус сто градусов. Курс криотерапии, говорят медики, сопоставим с годом закаливания. Гвозди бы делать из этих людей.

Зара Русских, врач-физиотерапевт: "Наши экстремальные условия - они накладывают отпечаток на то, что мы устойчивы к холоду. Хочу сказать, что даже в самые лютые морозы, сорок градусов - поток пациентов не иссякает в криокабину!".

Есть, впрочем, и те, кого не устраивает искусственное солнце в солярии или мороз в криокамере. Они осознанно идут навстречу стихии - в стихийных же условиях. Покоритель восьмитысячников, известный в стране и мире наш земляк альпинист Глеб Соколов не знает, где край возможностей человека. Горы - суровый экзаменатор, сибиряки испытание проходят с честью.

Глеб Соколов, альпинист: "Температура минус сорок-пятьдесят градусов, воздуха не хватает и делать нечего просто-напросто, ты бредёшь до тёплой палатки, единственное место, где можно согреться. Я не знаю, что это - край или не край.... Я читал, что были люди, которые выдерживали многочасовое купание в ледяной воде, когда в принципе достаточно 10-15 минут, чтобы сердце остановилось. Что это - воля или такой человек закалённый?".

На закате советской эпохи влияние холода на организм человека системно изучали и новосибирские ученые. Аркадий Колпаков вместе с коллегами - академиком Паниным, Павлом Влощинским обеспечивали медицинскую поддержку, например, легендарной трансарктической лыжной экспедиции "Полярный мост". Таблетка от холода не придумана. Но изучены механизмы разумной адаптации. Поговорку: "Сибиряк - не тот, кто не мерзнет, а кто тепло одевается" профессор Колпаков считает вредной. Главный принцип - не перегреваться.

Аркадий Колпаков, профессор кафедры фармакологии НГМУ, ведущий сотрудник НИИ биохимии СО РАМН, доктор медицинских наук: "Давайте вспомним, как одевают ребёнка, когда он идет на улицу. Сначала мама надевает ему на голову платочек, потом вязаную шапочку, потом меховую шапочку, чтобы ушки не продуло. После этого она одевает его в теплую шубку, и он стоит в коридоре, а мама начинает одеваться. Пока мама одевается, ребёнок потеет. Мама выводит его на улицу, и потный ребенок быстро остывает, простывает. А дальше по кругу: закрыть все форточки, чтобы было тепло, одеть потеплее, чтобы ребенок вспотел и так далее".

В борьбе со стужей разум важен и как ограничитель. Думать нужно холодной головой.

Глеб Соколов, альпинист: "Я не мог взойти на Хан-Тенгри, хотя делал четыре попытки, две из них были просто из-за холода и очень сильного ветра. Ну, я так посчитал, что лучше не схожу на гору, на которой был 29 раз, чем останусь без носа".

Изрядно поплутав, надо полагать, морозная зима всё же заглянет к нам. И ответственное звание "сибиряк" никуда не делось. Только нести его нужно, не задирая носа, и, по возможности, не шмыгая им.

читайте также