Фестиваль стартовал в середине марта. Тогда в сквере у Оперного театра еще лежал снег. Три весенних недели важнейшим из искусств в городе являлся балет.
Программу органично вплели в репертуар театра. В интервалах между фестивальными спектаклями было время осмыслить увиденное, сравнить творчество гостей и хозяев. Впервые в Новосибирск приехал московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Гости не ставили перед собой задачу потрясти искушенного новосибирского зрителя. Скорее, хотели просто познакомить горожан с творчеством прославленного театра.
Владимир Урин, генеральный директор Московского Академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: "Существуют бренды типа Большого театра, Мариинского. А всё что дальше, если начинать перечислять, начинают спрашивать что это такое".
Балетом и в московском, и в новосибирском театрах руководит Игорь Зеленский. Поначалу такое совмещение вызывало споры. Но фестиваль показал - один человек может стать связующим звеном между коллективами.
Борис Мездрич, директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета: "Можно договариваться, можно разумно использовать возможности и той, и другой труппы. Можно совместно проекты делать, гастроли. Еще у нас есть идеи разные. Несмотря на то, что Новосибирск и Москва это 4 часа полета - можно всё это делать. И практики такой в России нет".
Театры будто соревновались. Гости познакомили сибиряков с выдающимися современными хореографами - Иржи Килианом и Начо Дуато. Одноактные балеты - каждый всего 30-40 минут - критики называют маленькими шедеврами.. Хозяева выставили свою гениальную балетную короткометражку, номинанта Золотой маски, "Кармен" Ролана Пети. Москвичи привезли свой новый спектакль - "Сильфида" в постановке француза Пьера Лакотта. В столице её успели показать всего два раза. Новосибирцы ответили и вовсе премьерой, тоже романтическим балетом - историей про пиратов "Корсар".
Восторженные отзывы - закономерны. Сделать выдающуюся постановку было делом чести. "Корсар" был первым балетом в истории Новосибирского оперного театра. Премьера состоялась летом 46-го года. Потом было еще три постановки, последняя датирована 94-ым годом. Сейчас романтическая история возвращается на большую сцену в новой редакции. Четвертую реинкарнацию "Корсара" претворили в жизнь художественный руководитель балета Новосибирского оперного Игорь Зеленский и балетмейстер Мариинского театра Вячеслав Хомяков.
Борис Мездрич, директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета: "Мы старались сделать спектакль в таком классическом изложении. Во всех элементах. В хореографии, в сценографии. То есть здесь нет подхода "поменять время, поменять мир".
Такие затратные проекты сейчас позволяет себе не каждый театр. Никаких простых решений. На подготовку спектакля бросили не просто лучшие, а практически все творческие и технические силы театра. Команду укрепили представители обеих столиц и ближнего зарубежья. Двести человек работали целый год. Художник-постановщик не может сосчитать, сколько за это время сделал эскизов. Всё ради того, чтобы показать зрителю богатый пышный Восток, и подарить людям арабскую сказку.
Давид Монавардисашвили, художник-постановщик балета "Корсар" (Грузия): "Я живу в хрущевке. И если я приду, и хрущёвку еще и в декорации увижу, это на меня удручающе действует. Из сегодняшнего стрессового мира когда ты заходишь и отдыхаешь 2-2,5 часа - это и есть функция режиссера, художника. Чтобы люди отдохнули, задумались о себе, о красоте, о мире, о разных культурах".
Оригинальная и сложная сцена кораблекрушения - гордость постановщиков. Дальше - витиеватый сюжет. Спасшихся молодых пиратов находят девушки-гречанки. Любовь, разлуки, интриги, приключения. Драматичные повороты и обязательный счастливый финал. Накал эмоций соответствует буйству красок.
Вячеслав Хомяков, балетмейстер-постановщик балета "Корсар" (Мариинский театр, Санкт-Петербург): "Учитывая, что мы движемся вперед, и мы все современные люди, наверное, всерьез относиться к душераздирающим страстям героев надо с легкой долей иронии. Что мы и пытались внести с Игорем Зеленским в этот спектакль".
На премьере "Корсара" многие роли исполняли приглашенные известные артисты. В другую новосибирскую постановку - "Спартак" - на один вечер влился лучший исполнитель роли мятежного гладиатора - Иван Васильев. Молодой премьер питерского Михайловского театра в Новосибирске бывал не раз и о местной публике отзывается очень тепло.
Иван Васильев, солист Михайловского театра (Санкт-Петербург): "Для меня был вопрос чести приехать и станцевать здесь Спартака. Здесь идет один из моих любимых спектаклей. И я знаю, что здесь меня ждут и хотят посмотреть спектакль. И поэтому я должен был сюда приехать".
В новосибирской труппе звездных имен не меньше, чем среди гостей. Прима-балерина - Анна Жарова - говорит, что к фестивальным выступлениям готовилась особенно тщательно и собранно.
Анна Жарова, прима-балерина Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, заслуженная артистка России: "Публика наша - очень много гурманов. Они смотрят и за техникой, и за качеством спектакля. Конечно, это накладывает определенную ответственность на всех. Это имеет сейчас уже какой-то конкурсный момент. Это стимулирует и заставляет двигаться вперед".
В театре итогами фестиваля довольны. Все спектакли ожидаемо прошли с аншлагами. Но в Сибирском Колизее хотят, чтобы билеты не просто раскупали, а сметали. Не ради заработка - при любых темпах продаж касса будет хорошей. Сверхзадача - просвещать зрителя. Воспитывать привычку интересоваться одним из величайших сценических искусств, ценить волшебную красоту танца. И каждый подобный форум привлекает новых зрителей. В Оперном уже начинают составлять программу на следующий год. Конкретных имен пока не называют, но опыт прошедших пяти фестивалей показывает - это обязательно будут выдающиеся постановки и исполнители.