Эксперт: концессиям в Новосибирской области не хватает государственных гарантий

25 апреля 2017, 14:23
Завышены тарифы и завышены перспективные объёмы загрузки – к таким выводам пришли члены рабочей группы Законодательного собрания, которая рассматривала концессию на строительство мусоросортировочного комплекса в Раздольненском сельсовете. В мае, после заседания профильного комитета регионального парламента, свои выводы депутаты могут направить губернатору.
Эксперт: концессиям в Новосибирской области не хватает государственных гарантий

На государственно-частное партнёрство и концессионные соглашения в сфере ЖКХ в последнее время возлагают большие надежды, но всё чаще обсуждение этой темы выплёскивается на площади – в буквальном смысле – или становится предметом разбирательств в суде. Самый показательный пример – расторжение концессионного договора на обслуживание котельных и теплосетей в Бердске, которое инициировала городская администрация. Изменить «мусорную концессию», против которой высказываются законодатели и экологи, по некоторым сведениям, может Антимонопольная служба. Опять суды на годы, и современного мусороперерабатывающего завода не дождёмся. Всё это работает не в пользу концессий как способа организации работы вообще, и возникает вопрос – может, ЖКХ – не та сфера, где концессии уместны?

Исполнительный директор некоммерческого партнёрства «ЖКХ Контроль-Новосибирск» в эфире телеканала «Россия 24» рассказал, что концессии могут стать успешными лишь при их публичном обсуждении – в том числе, экспертным сообществом, – и минимизации рисков для предпринимателей со стороны государства.

– Все названные примеры печальны. Есть ли в области позитивные примеры концессии в сфере ЖКХ?

– Концессия для России – метод не новый: первую концессию создал Ленин в 1921 году, заключив договор с компанией «Сименс» и завел «лампочку Ильича» в каждый дом. В мировой практике концессионные соглашения между государством и бизнесом – развитая система, дающая результат, но при условии идеального анализа ситуации заинтересованными сторонами, диалога с обществом. Государство оказывает обществу некие услуги, когда у государства не хватает средств на качественное оказание услуг, то заключается концессионное соглашение.

– То есть, в наших условиях концессия – это симптом нездоровой экономики?

– Пока – да. Сфера ЖКХ – самая благодатная сфера для инвестора. Тут 100% спрос на услугу, на рынке – присутствует государство, оно даёт субсидии и льготы. Вопросы к уже заключенным концессиям возникают из-за недостаточного диалога с экспертным сообществом и широкими массами людей – потребитель не понимает, что он получит в итоге концессионного соглашения.

– А все же, у нас в области есть позитивные примеры концессия?

– Пока нет. Наша область находится в стадии становления крупных концессий.

– А в стране есть такие примеры?

– Есть – в Татарстане, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове. Оценка населением качества предоставленных услуг высокая.

– В целом государственно-частное партнерство в Новосибирской области оценивают неплохо. Несколько лет назад мы получили инфраструктурную премию в номинации «Региональный ГЧП-прорыв». Последние 5 лет НСО держится в пятерке лидеров по участию частных лиц в обеспечении жизни населения. Когда появилась идея доверить ЖКХ частным предпринимателям? Ведь сфера – проблемная. Эксперты опросили новосибирских игроков рынка и пришли к выводам, что к концессии мы не готовы. Что делать?

– Если вытягивать ЖКХ только за счет кармана потребителя, то мы ни к чему хорошему не придём. Необходимо цивилизованно привлекать инвестиции. Но должны быть понятные и прозрачные условия – бизнес должен понимать, что его риски будут полностью нивелированы, потребитель должен понимать, что увидит улучшение качества услуги.

– Публичность – это хорошо. А вот какие гарантии должны иметь предприниматели и государство?

– Предприниматель должен иметь опыт и средства для работы в сфере ЖКХ. Такие есть. Но мы часто видим, что в концессию приходит некое ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, берут сотни миллионов рублей вложений от власти, и происходит что-то непонятное. Эти вещи недопустимы.

– Какие гарантии может дать государство в лице региональной власти?

– Гарантии окупаемости материальных вложений инвестора с учетом инфляционных процессов в срок. Все форс-мажоры государство также должно взять на себя, не перекладывая бремя на потребителей.

– Как потребитель поверит в концессию?

– Когда увидит, что услуга, которая ему оказывалась, резко отличается от того, что было, в лучшую сторону. Мы в самом начале пути.