Жители Новосибирской области задолжали 4,5 миллиарда рублей по коммунальным платежам


Четыре с половиной миллиарда рублей - это треть от стоимости новой станции метро или четверть цены моста через Обь. И именно столько составляет задолженность по коммунальным платежам в Новосибирской области. На этой неделе впечатляющие цифры озвучили в Правительстве региона. По статистике, так называемыми злостными неплательщиками являются 6% россиян. В Новосибирской области их еще больше. Государство, муниципалитет и управляющие компании изобретают все новые методы борьбы - но, воз и ныне там. Долгов меньше не становится. Кто не платит и почему?
30 марта 2014, 15:21
Вести новосибирск

С Евгением Клевцовым, директором управляющей компании, мы встретились возле самого проблемного дома. Общежитие на Серафимовича. Капитального ремонта нет. Средств нет. А вот жизнь есть. И проживают здесь многие обитатели, фактически, бесплатно - за комнаты и коммунальные услуги не рассчитываются. Идем внутрь. На вахте коменданта черный список. Фамилии должников. Рекордная сумма - 57 тысяч рублей. Поднимаемся. На лестнице встречаем Любовь Дмитриевну. Ее обманула собственная дочь. Продала квартиру и уехала, оставив мать со своими долгами в общежитии. Пожилая женщина пытается рассчитаться. Но откуда возьмешь 20 тысяч сразу при пенсии в 6? Этажом выше еще одна комната злостных неплательщиков. Дверь открывает девушка. Комментирует спокойно и уверенно.

Ситуации, действительно, бывают разные. Результат впечатляет. В целом по Новосибирской области - 4 с половиной миллиарда рублей задолженности. 3 с половиной миллиарда - долги населения. Кто-то не платит из нищеты, кто-то от жадности.

Денис Архипов, начальник управления ЖКХ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: "Основная масса людей, которые не платят - это либо люди с крайне низким достатком, либо люди, ведущие асоциальный образ жизни. Они либо платят крайне редко, либо не платят совсем. И как ни странно, еще и люди с достаточно большим достатком, не всегда открытым, но они не всегда любят платить".

Государство, муниципалитет и управляющие компании вынуждены вести борьбу. Сначала - уговоры, потом - отключение воды или электричества. Иногда война становится кровопролитием. Буквально.

Евгений Клевцов, генеральный директор управляющей компании: "Когда приходят электрики, а со следующей недели с участковым будем ходить, обрезать электричество, потому что люди на электриков кидаются. 2 недели назад с топором кинулись, чтобы не обрезали".

К тому же рукотворный конец света хитроумные жильцы ликвидируют сами, через полчаса после ухода электриков. То же - с водопроводом. Самым эффективным оружием считается установка так называемой "кошки" - заглушки на канализацию. Мера крайняя, дурно пахнущая, но после такого двое из пяти злостных неплательщиков сразу бегут отдавать долги. Но самый жесткий метод - выселение.

Надежда Зорькина, старшая по дому: "В общем, на собрании мы договорились, что если не будет оплаты - вплоть до выселения. Отключать воду и все что угодно, но мы будем бороться. Таких вот злостных неплательщиков все же нет в нашем доме. Но мое мнение - их надо выселять".

Прецеденты в Новосибирской области есть. Но случаи, когда должников переселяли в меньшие по площади квартиры или комнаты общежитий - единичны. Если жилье приватизировано или в семье есть ребенок - закон не работает. Остаются суды, иски, судебные приставы и взыскания с зарплаты и пенсии. Особенно такой метод распространен в сельской местности. В поселке Горный Тогучинского района долги по коммуналке - 15 миллионов. Для небольшого поселения - тяжкий груз.

Антонина Васильченко, заместитель директора управляющей компании по правовым вопросам: "Механизмы конечно очень слабые в целом по России. Потому что на уровне Российской Федерации не приняты жесткие законы по этому вопросу об оплате за жилищно-коммунальные услуги. С судами работать очень сложно. Оформлено очень много дел на неплательщиков, тем не менее, ни приставы, ни суды с нами в целом не работают практически. Так как надо работать".

А что делать с теми - чьи условия проживания и так - хуже некуда? Бараки на той же улице Серафимовича. Их строили еще пленные немцы. Свет, вода и канализация - и без отключений - с перебоями. По словам Евгения Клевцова, среди оставшихся жильцов, ожидающих расселения - сплошь пенсионеры, да снимающие халупы мигранты. Платят от силы две трети проживающих. Да и что с них взять...

Евгений Клевцов, генеральный директор управляющей компании: "Они же долгое время здесь живут и ждут переезда. Естественно, у них уже веры никакой нет. И когда приходишь и предъявляешь - почему не платите, они говорят - за это нельзя платить. Я бы сейчас сказал бы по-другому, но ... не хочу выражаться горестно".

Государство одновременно пусть плавно, но постоянно повышает тарифы и изобретает все новые методы борьбы с неплательщиками: ввести предоплату услуг ЖКХ, объявить коммунальную амнистию, лишить должников-льготников компенсаций. Жестко? Возможно. Но есть еще один аспект, о котором часто забывают. По статистике, самые добросовестные плательщики - пенсионеры. Именно они, получая крошечную пенсию, первым делом львиную ее долю несут в кассу управляющей компании. И именно на них зачастую перекладывают долги несознательных соседей.

читайте также