История компании

В 1957 году началось телевидение в Новосибирске

На месте будущей студии не было тогда ни домов, ни улиц. Раскисшая от грязи дорога, покосившийся деревянный забор, огромное картофельное поле. 7 августа немногочисленные владельцы телевизионных приемников в Новосибирске смогли увидеть первую программу только что вступившего в строй телецентра.

В первой программе были показаны документальные и художественные фильмы. Программу вела диктор Лилия Тимофеевна Луцко. А рядом с ней, в крошечном павильоне недостроенной студии, находились все первые сотрудники телецентра. Это были директор студии Г. И. Казарновский, начальник РТЦ И. Шестаков, редактор Б. Ф. Иванников, режиссер Н. К. Видякина, звукорежиссер А. А. Чукавин, телевизионный оператор М. М. Мазур, видеоинженер В. Г. Распутин, техник М. И. Чубукин, киномеханик В. А. Гредникова.

Технические возможности только что открывшейся студии были просто мизерные. Дикторов «выдавали» из отсека технической аппаратной с одной неподвижной телевизионной камеры. Если необходимо было показать крупный план, диктор сам должен был подойти к камере.

Первая студийная передача вышла в эфир уже в сентябре

Она называлась «Говорящие книжки» и была адресована детям. А 21 октября состоялась первая постановочная передача по оригинальному сценарию «Улица Бориса Богаткова» с участием актеров новосибирских театров. К концу 1957 года в программах Новосибирской Студии Телевидения (НСТ), помимо прокатных фильмов, стали появляться киноконцерты, беседы по различным вопросам науки, техники и культуры, а также кинорепортажи собственного производства. Первый опыт состоялся 9 ноября 1957 года, когда был показан кинорепортаж о праздновании в Новосибирске 40-й годовщины Великой Октябрьской революции. А 1 мая 1958 года репортаж о праздновании Международного Дня солидарности трудящихся был впервые оперативно показан в этот же день.

Телевидение в Новосибирске росло

Был сдан в эксплуатацию большой студийный павильон и передвижная телевизионная станция (ПТС). С помощью ПТС в декабре 1959 года новосибирские телезрители впервые увидели прямую трансляцию спортивного матча. А большой студийный павильон стал незаменимой площадкой для всех телевизионных спектаклей. Премьера первого телеспектакля «Травинка» по пьесе новосибирской писательницы Е. Коронатовой состоялась в октябре 1959 года. Это была первая серьезная работа молодого режиссера В. Гнедкова.

В 60-е годы телевидение стало одним из важнейших средств информации. В эти годы значительно увеличился объем вещания для детей и молодежи, был открыт телевизионный «Университет культуры».

В музее НСТ сохранилась книга «Памятных записей» первых лет. Почти каждая фамилия, записанная там, знаменита, каждая запись — история. Игорь Ойстрах, Антон Гинзбург, Андрей Попов, Евгений Урбанский, Николай Симонов, композиторы Людмила Лядова, Дмитрий Покрасс, Арно Бабаджанян. Известные всей стране спортсмены, ученые, артисты китайского экспериментального оперного театра, зарубежные политики. И в каждой записи слова благодарности и признания за отличную работу, за профессиональный показ. Закономерно потому, что первый семинар режиссеров общественно-политического и литературно-драматического вещания в декабре 1960 года проходил именно в Новосибирске.

Значительной удачей НСТ 1961 года был спектакль «Лунные стада» (режиссер А. Гомон), который был показан на Центральном телевидении. Новаторство спектакля состояло в том, что автору инсценировки удалось добиться соединения театральных и кинематографических принципов организации драматического материала.

Огромной популярностью у телезрителей тех лет пользовались передачи в жанре телевизионной беседы, где большое значение имеют личные качества выступающего. НСТ с такими ведущими повезло. Блистательно рассказывал об археологических памятниках Сибири академик Окладников. А цикл передач «Беседы у рояля», которые вел профессор Новосибирской консерватории Е. М. Зингер, воспитали целое поколение ценителей классической музыки в Новосибирске.

В 1966 году стали ежедневно выходить «Новости дня»

Однако, творческие успехи телевидения невозможны без технического обеспечения. И инженерно-технические работники НСТ стали подлинными соавторами журналистов, режиссеров, операторов. Они первыми в Сибири освоили процесс видеозаписи (1965 г.), вещание в цвете (1972 г.), обработку цветной пленки для эфира (1976 г.). И 31 декабря 1976 года диктор Елена Батурина поздравила телезрителей с Новым годом уже с экрана цветного телевидения. Тенденция подобного построения передач была вполне реализована в 90-е годы на совершенно новом техническом уровне. Поскольку общение внутри передачи стало возможно в пространстве разных городов и даже разных стран. Такие грандиозные проекты на НСТ были осуществлены в 1990 году — телемост «Новосибирск — Польша» (г. Торунь) и в 1991 году — телемост «Новосибирск — Япония» (г. Саппоро). А в 1993 году появился совершенно уникальный проект «Губернские новости». Сначала это была еженедельная передача, которую вели сразу 4 ведущих из четырех регионов Сибири. Каждый рассказывал о новостях своего региона. И эти рассказы составляли единую картину жизни в Сибири. Но на определенном этапе проект решено было сделать ежедневным, а субботний выпуск превратить в ток-шоу. В 2003 году новосибирский проект регионального телемоста «Есть мнение» стал победителем фестиваля «ТЭФИ-РЕГИОН» в номинации «Лучшая публицистическая программа».

О сегодняшнем ТВ лучше всего говорят его награды.