24 января 2021

Начался новый этап развития новосибирской подземки


Многие технологии, применяемые в строительстве новосибирцами, не имеют аналогов в мире.

29 Ноября 2020, 14:27
Строительство новой станции метро «Спортивная» в Новосибирске выходит на очередной этап: устанавливают огромный купол. В целях безопасности, основные работы идут по ночам в выходные. График движения поездов до Левого берега в связи с этим сделали на два часа короче.

Метростроевец Александр Песцов работает с 1982 года, это его седьмая стройка. Все предыдущие возводили преимущественно в котловане, говорит он, а станция «Спортивная» ─ наземная. Но от этого процесс не стал проще. Самая главная сложность в том, что встраивают новую станцию в действующую линию. Такие проекты даже в Москве единичны, а для Новосибирска – первый.

Рабочие приступили к монтажу купола станции: он соединит две платформы, расположенные по разные стороны метромоста и саму эстакаду, по которой ходят поезда. Все работы проводить будут только ночью. За три ночные смены надо смонтировать все конструкции, сообщил Александр.

Метро для пассажиров закрывают с 12 ночи до 6 утра, но этого времени строителям недостаточно. В Новосибирске решили пойти на беспрецедентные меры: временно сократить работу метро на двух станциях ─ «Площадь Маркса» и «Студенческая». Впервые конечной метро будет станция «Речной вокзал».

«Последний поезд со станции «Площадь Маркса» будет отправляться в 22.02. Такое движение поездов будет осуществляться только в выходные дни при проведении строительных работ», ─ пояснил главный диспетчер Новосибирского метрополитена Владимир Гоголев.

В таком же режиме метро будет работать 5 и 12 декабря. Предусмотрели повышенные меры безопасности, в том числе движение по метромосту ─ не более 40 километров в час.

С платформы будущей станции пассажиры будут подниматься по эскалаторам, в проёмах установят витражи, и через них можно будет любоваться новой ледовой ареной. Здесь же будут установлены лавочки, на которые люди смогут присесть в ожидании поезда, а вот самого поезда, его прибытие пассажиры видеть не смогут. По словам начальника участка Александра Песцова, система будет как в Ленинграде: двери стены будут открываться одновременно с дверями электрички.

Нестандартные инженерные решения предусмотрели и температурный режим: зимой, когда на улице минус, такая же температура будет на эстакаде, по которой идёт поезд, а внутри станции ─ плюсовая. В проёме между платформой и путями установят мощную тепловую завесу.

В мире таких станций нет, применили много технических новшеств, подчеркнул директор Управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Александр Мысик.

Станцию «Спортивная» в Новосибирске заложили ещё 30 лет назад. Но все эти годы она стояла в законсервированном виде. Возродить проект позволил запуск строительства нового ледового дворца. Арена рассчитана на 10, 5 тысяч зрителей. Как обеспечить транспортную доступность: этот вопрос возник в числе первых. Без колебаний приняли решение расконсервировать станцию. Правда, проект разработали новый: эскизы 30-летней давности устарели.

Подъехать к ЛДС можно будет и на общественном транспорте: на дамбе Октябрьского моста установят остановочные павильоны, построят пешеходный переход, который откроет доступ к арене для жителей Горского жилмассива. Тоннель под эстакадой уже проложили. Активно строят и дорожные развязки ─ двухполосный спуск с улицы Немировича-Данченко, спуск вокруг ЛДС, парковку, выезд на улицу Стартовая с выходом на улицу Блюхера.

Три масштабных проекта ─ метро, дороги и дворец спорта объединены в один комплекс. В регионе это самый сложный строительный объект и с организационной, и с инженерно-технической точки зрения: рядом река, сложный грунт. Уровень подняли на 5 метров. Песок завозили и по суше, и по воде. В основание новой ледовой арены забурили 1, 5 тысячи свай длиной до 40 метров.

«Низ свай зафиксирован в скале, верх – монолитной плитой, ─ рассказал директор ГКУ НСО «Арена» Андрей Кокорин. ─ Если даже убрать весь нижний песок, она будет стоять, если даже всё затопит и вымоет ─ никуда не денется».

По словам министра строительства Новосибирской области Ивана Шмидта, учли весь опыт, в том числе омской арены, которая треснула на похожих грунтах.

На стройплощадке ЛДС возвели четыре этажа, до конца года построят ещё два, и начнут возводить крышу.

На этом объекте задействованы лучшие инженерные, проектные силы, монолитчики и строители, но рабочих рук всё равно не хватает. В 2020 году закрытые границы не позволили привлечь к строительству рабочих из Ближнего Зарубежья. В поисках кадров обратились к соседям-сибирякам. На помощь приедут 100 человек из Красноярска. А вот с основными стройматериалами перебоев нет: все металлоконструкции и бетон производят в регионе.

Визуально грандиозная ледовая арена будет выглядеть лёгкой и воздушной, со стеклянным фасадом. Рисунок, но уже в металле, повторят и на входе станции метро.

«Он будет смотреться и с правого, и с левого берега. Я думаю, что он украсит микрорайон и город Новосибирск», ─ подчеркнул министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт.

Несмотря на небольшое отставание от графика по некоторым видам работ, строители заверяют: нагонят. Даже не сомневаются, что арену и все смежные объекты сдадут в срок – 1 октября 2022 года.

Большая стройка вдохновила и на новые планы: благоустроят набережную, парковую зону. Рядом с ледовой ареной планируют построить футбольный стадион.
читайте также