Росприроднадзор потребовал закрыть главную свалку Новосибирска


Новосибирск рискует утонуть в мусоре. Экологической катастрофой пугают в городской администрации. Главная свалка областного центра – Гусинобродская – объявлена вне закона. Росприроднадзор требует закрыть полигон – не соответствует санитарным нормам, работает без лицензии, и вряд ли ее получит, потому что находится в черте города, а по новым экологическим требованиям это запрещено.
30 июля 2017, 15:45
Вести новосибирск

На Гусинобродскую свалку свозили отходы почти со всего правобережья. Куда повезут теперь? Оставшиеся в той части города площадки такого наплыва мусора не выдержат. Закрыть полигон надзорное ведомство требует до 3 августа, а 4 августа – придет с проверкой. Мэрия выполнять предписание отказывается.

Претензии к Гусинобродской свалке звучат далеко не первый год, и рано или поздно ее все равно пришлось бы закрыть. Согласно территориальной схеме обращения с отходами в Новосибирской области, это планировали сделать после строительства двух новых полигонов – в рамках ставшей уже скандальной концессии. Пока же альтернативной площадки нет. Почему именно сейчас потребовалось остановить деятельность основной свалки Новосибирска?

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Главная новосибирская свалка – Гусинобродская. Грузовики свозят сюда отходы жизнедеятельности огромного мегаполиса уже полвека. Каждый год – больше полутора миллионов кубометров, это примерно половина всего новосибирского мусора. Уже на будущей неделе, 3 августа, на эти ворота должны повесить замок samsung. Причина – этот документ всего на одной странице, предписание Росприроднадзора: «Гусинобродская свалка должна прекратить прием твердых бытовых отходов».

За последний год надзорное ведомство предъявило распорядителю свалки – муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» – больше десятка претензий. Вплоть до последнего времени здесь не было, казалось бы, элементарного – системы пожаротушения и дозиметров на въезде. Многие замечания сегодня устранены или устраняются. Вот машины выезжают с полигона через специальную ванну для мытья колес. Вот вырыт глубокий водоотводной канал вокруг свалки. Но директор «Спецавтохозяйства» признает: в длинном списке замечаний Росприроднадзора есть один пункт, с которым ничего не поделать.

Андрей Зыков, директор МУП «Спецавтохозяйство»: «Основное предписание – прекратить прием твердых бытовых отходов, потому что объект не внесен в реестр размещения отходов. Внести мы его не можем, потому что нет лицензии. Не представляю на данный момент, как выполнить это предписание».

Как получить лицензию, не знает ни один член экстренно созванной городской Комиссии по чрезвычайным ситуациям. Главное препятствие – границы Новосибирска: полигон находится внутри города. Уже 3 года законом это запрещено.

Ирина Бовина, зам. начальника Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу: «Потому что вы работаете в границах города, лимитов на размещение отходов у вас нет. Мы не можем, вы говорите – надзорный орган – сделай незаконный ход».

Закрытие Гусинобродской свалки было вопросом времени. Не ближайшего – надеялись в мэрии. Отсрочку рассчитывали получить до момента открытия альтернативных площадок за чертой Новосибирска – они предусмотрены «мусорной» концессией, но вокруг нее развернулись споры. Представитель природоохранной прокуратуры назвал ситуацию патовой. Почему Росприроднадзор решил разрубить этот гордиев узел именно сейчас? Вопрос витал в воздухе, но так и не был озвучен. Самыми популярными на комиссии стали слова «катастрофа» и «коллапс».

Данияр Сафиуллин, руководитель Комиссии по чрезвычайным ситуациям мэрии г. Новосибирска: «Надо оценить риски, которые возникнут в городе в связи с закрытием полигона. Это неуправляемые риски».

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Сегодня на Гусинобродскую свалку свозят мусор 1,5 тысячи многоквартирных домов левобережья и еще 31 тысяча частных домовладений. Куда везти этот мусор после закрытия городской свалки? В Новосибирске есть еще три полигона, один из них – на левом берегу и уже переполнен, два оставшихся – слишком маленькие».

На решение этого ребуса у компаний, которые вывозят мусор, есть неделя. Кто-то рассчитывает на Бердский полигон.

Вячеслав Гребенкин, директор компании по вывозу мусора: «Весь город, получается, будет ездить в Бердск – у них есть лицензия, но она не вывезет. Я общался с директором этого отвала, он говорит – даже если один день весь город повезет к ним мусор, их можно будет сразу закрывать».

Остальные, более дальние варианты означают рост затрат и как следствие – рост тарифа на вывоз.

Роман Ужасов, директор компании по вывозу мусора: «Тарифы поднимать – это же надо проголосовать с жильцами. Вот компания выходит и говорит: «Надо поднять тариф на 30-40%, потому что у нас увеличилось «плечо», расходы на солярку, водителям надо доплачивать, потому что работы больше». Жильцы, естественно, ни в какую! Пока будет это бодание, машины будут стоять в пробках, а в это время всё будет заваливаться».

Ни одна компания официально вариант складирования мусора на ближайшем пустыре или уменьшение частоты его вывоза не рассматривает, но в мэрии уверены – этот путь решения проблемы станет основным.

Светлана Глинская, зам. главы администрации Дзержинского района: «Закрытие Гусинобродского полигона – это однозначно будет для города экологическая катастрофа. Рост несанкционированных свалок у нас будет существенный».

Владимир Ткаченко, зам. начальника Департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска: «Будет очень много крыс, мышей, тараканов, потому что мусор-то будет лежать у жилых домов».

Однако расчет на то, что нарисованная в красках картина мусорной катастрофы и экологического бедствия заставит Росприроднадзор смягчить позицию и отказаться от закрытия Гусинобродской свалки, закончился фиаско и в ход пошли другие аргументы.

Данияр Сафиуллин, руководитель Комиссии по чрезвычайным ситуациям мэрии г. Новосибирска: «Поверьте, у меня тоже хватит ума поделиться ответственностью – когда вы это решение начнете реализовывать, я всех назову поименно! Есть ситуации, и они Генпрокуратурой кровью написаны, ты, самое главное, не навреди своими действиями!»

Представитель Росприроднадзора задала лишь один вполне резонный вопрос – почему «Спецавтохозяйство» с таким набором аргументов не обжаловало предписание в положенный 10-дневный срок? Документ издан еще 30 июня! Логику подчиненных Данияр Сафиуллин описал просто: разгильдяи. Какую цену за столь небрежное отношение теперь заплатят жители города, станет понятно уже к следующим выходным.

читайте также