«Вести» узнали про особенности обучения в школе «Умка»


Вернемся к теме воспитания молодежи. Ответственность учеников за собственные решения – во главе образовательной программы другой новосибирской школы. «Умка» совсем недавно тоже была в центре скандала, только там учителя и родители выступали единым фронтом. Страсти улеглись, и мы отправились в школу, чтобы увидеть, что же такое особенное, за что стоит бороться, создали сибиряки
26 ноября 2017, 12:00
Вести новосибирск

Тимоновы возят свою первоклашку Любашу из Октябрьского района. Не пугают ни ежедневные пробки по дороге, ни разгоревшийся скандал вокруг школы.

Кирилл Тимонов, папа первоклассницы: «Здесь сильный упор – на взаимодействие с детьми, общение, настройку детей на то, чтобы они самостоятельно пытались искать ответы на поставленные вопросы. На наш взгляд, к детям относятся демократично, сильно не заставляют ходить строем, и от этого лишнее психологическое напряжение в голове у ребенка не возникает».

Нет единой формы, на стол можно забраться с ногами или во время урока бросить соседу мяч. В школе принято перемешивать классы – например, на этом уроке литературы правила написания сочинения ученики пятого класса обсуждали вместе с шестым.

Татьяна Целищева, корреспондент: «Половина учеников в этой школе не получает домашних заданий – так решили их родители с учителями. Вместо этого у них есть часы самоподготовки. Каждый ученик получает именную папку, в ней – задания на неделю по разным предметам: математика, русский, окружающий мир. Что и в какой последовательности делать, решает сам ученик. Если что-то непонятно – всегда можно спросить у учителя, как и что делать».

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Эта идея нам пришла года три назад, когда мы поняли, что дети на уроках «пересиживают» время, чтобы уйти домой и начать делать домашнее задание с родителями. Родители при этом по ночам делали за детей домашнее задание, и это очень порочная практика, от которой мы очень сильно устали».

В «Умке» нет двоечников, как, впрочем, и отличников. В школе рейтинговая система оценки знаний, по стобалльной шкале. Родители, делятся педагоги, пытаются по привычке перевести баллы в оценки, спрашивая: «62,5 балла – это тройка или четверка?», а им отвечают: «Это просто 62,5 балла». У самих школьников таких вопросов даже не возникает.

Марк Маликов, ученик 9 класса школы №83: «От 1 до 5 ты не сможешь понять, насколько хорошо ты знаешь эту тему, а от одного до ста ты уже лучше понимаешь, что ты знаешь, а чего ты не знаешь».

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Важно, что ребенок понимает, что есть некий «кругленький пирог», и он смог от этого пирога съесть кусочек. Всё остальное ему пока недоступно, и он это видит. Кто-то останавливается на этом, понимает, что дальше он двигаться не может, кто-то хочет больше, кто-то – стопроцентно. Вот это движение ребенка относительно самого себя – очень важно. Они не конкурируют друг с другом, они конкурируют сами с собой. Если ребенок себе поставил какую-то цель, запланировал быть счастливым в будущем и достигнет этого счастья… Школа – это про счастье, на самом деле, а не про пятерку или четверку. Глаза детей и удовольствие – «У меня получилось!» – это самое главное, дети чувствуют от этого кайф и двигаются только за счет этого. Но точно не за счет пятерок».

Не в пятерках счастье, уверяет и мама Таисии. Ее дочь тоже учится в 83-й школе, только дистанционно – пришлось, после посещения другой школы. В первый класс Тая, как и все ее сверстники, пошла вприпрыжку, а закончила год с нервным срывом. Избегая подробностей, мама корректно объясняет: не нашла общего языка с учителем.

Ариадна Коржавина, мама ученицы на заочном обучении: «Домой приходила с поломанными карандашами, изгрызенными ногтями, с кучей рисунков и с нулевыми знаниями. В конце года учительница вежливо попросила нас покинуть школу».

В этом году Тая занимается дома. Ее мама – преподаватель английского, так что по этому предмету второклассница программу даже опережает. Раз в неделю приходит репетитор – объясняет материал и дает домашнее задание. Лучших репетиторов можно найти на сайте https://repetitor.ru/repetitors/muzyka

Тая Коржавина, учащаяся на заочном обучении: «Максимум два часа в день ты тратишь на задания?» – «Да» – «А всё остальное время что ты делаешь?» – «Я играю, гуляю, вывожу собак, на кружки хожу».

Ариадна Коржавина, мама школьницы на заочном обучении: «Со стороны 83-й школы у нас есть куратор, с которой мы в начале года согласовали график аттестации – проще говоря, это экзамены. У Таи прямо висит график-табличка: октябрь – сдает экзамен по математике, ноябрь – по английскому, декабрь – по русскому, и так далее».

В 83-й школе больше тысячи заочников из разных городов и даже стран. Очно учатся только 300 детей – принять больше не позволяют размеры школы. По этой же причине – масса выездных занятий. Так, на урок технологии мальчишки ездят в Клуб юного техника. Под руководством профессионалов выпиливают модели машинок, кораблей и парусников, и даже пробуют себя в роли звукорежиссеров.

Чем заниматься, дети выбирают сами. Слова «сам», «самостоятельность», «личная ответственность» в школе вообще чуть ли не ключевые. Принимать решения и за них отвечать учат с первого класса. Помогают тьюторы. Именно так звучит должность Елены Миркиной.

Елена Миркина, тьютор: «Ребенок воспринимает процесс обучения как свою личную ответственность. Важно, чего ребенок хочет в этом пространстве. И если я как взрослый помогаю ребенку понять о себе в этом пространстве и помочь реализовать себя за счет средств, которые вокруг него существуют, то тогда он получает ту самую способность ориентироваться в будущем в любом другом пространстве. Потому что у него отправная точка – он сам: он понимает себя, понимает, чего он хочет и как ему это получить».

Показатели, по которым принято оценивать учебное заведение – результаты ЕГЭ, количество стобалльников, победителей олимпиад – у школы средние, в этом отношении у городского Департамента образования 83-я не на лучшем счету. Но руководство «Умки» настаивает: у них другие мерки успешности.

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Мы знаем, что наши выпускники – это люди, которые в основном дают дополнительные рабочие места, то есть люди, которые занимаются бизнесом (их еще называют «самозанятыми»), и в этом смысле наши дети – самостоятельные. И это на самом деле так. И они не очень зависят от патернализма, государства или какой-то группы лиц».

Школа не для всех – не каждый родитель готов доверить право выбора своему ребенку. Отсюда, бывает, уходят. Но для кого-то подобная альтернатива оказывается жизненно необходимой. С системой образования в России экспериментируют с конца 90-х, и делают это, как правило, с оглядкой на других. То за основу возьмут европейский опыт, то американский. Запустили Болонский процесс, ввели Единый госэкзамен. То, что делают учителя «Умки» – попытка пойти своим путем. Обучая мыслить самостоятельно, школа в первую очередь пробует делать это сама. 

читайте также