На ежегодном форуме сибирские предприниматели обсудили новые реалии и перспективы развития


Не надо помогать - не мешайте. Все чаще такую просьбу от малого бизнеса слышит власть. И вот на этой неделе на ежегодном форуме, куда приехали предприниматели всей Сибири, такие же рассуждения. Причем, некоторые налоговые решения для малого бизнеса - прямой путь к закрытию или в тень.
31 марта 2013, 14:30
Вести новосибирск

Изготовление металлических конструкций - бизнес Романа Чукреева. Он открыл небольшое предприятие и сегодня имеет уже три цеха. Говорит, условия для ведения бизнеса в области приемлемые. Так рассуждали в нашем регионе порядка 150 тысяч активных людей, решивших работать на себя. Но с начала года почти шесть тысяч индивидуальных предпринимателей мнение изменили. Повод - страховой взнос в пенсионный фонд увеличили в два раза. 36 тысяч в год. Частники восприняли новость как приговор и свернули производство.

Александр Кангро, директор фонда микрофинансирования Новосибирской области: "В последнее время звон пошел по стране, что ввели огромный налог для малых предпринимателей. Я не считаю, что он огромный. Давайте посчитаем - 3 тысячи в месяц. Вы и я плачу гораздо больше, чем ИП, мне кажется, здесь больше шума чем проблемы".

Елена Пилипенко, исполнительный директор Новосибирской Торгово-промышленной палаты: "Если предприниматель не зарабатывает 3 тысячи в месяц - вообще не надо бизнесом заниматься".

И действительно, вроде - не можешь зарабатывать - не стоит называться бизнесменом. Ряд экспертов, считают, - таким образом, на рынке произошла "зачистка" - ушли те, кто существовал формально. Для реальных производств выплатить три тысячи в месяц не проблема. Однако на деле получилось - новый налог выбил почву у тех, кто и без того с трудом стоял на ногах.

Владимир Буев, вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства (г.Москва): "Очевидно, что повышение двукратное этих взносов ударило, прежде всего, по самой бедной части индивидуального предпринимательства, это что у нас - это небольшие города, это сельская местность, это те, кто занимался вторичной занятостью, то есть те, кто в этой форме просто получал дополнительный доход и для них эта сумма достаточно большая. Поскольку у них годовой оборот, годовая выручка может - 100-150 тысяч".

Алексей Легостаев, руководитель управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области: "Например, на селе человек живет личным подсобным хозяйством и был зарегистрирован на оказание парикмахерских услуг, ну вероятно, что у него доходы очень маленькие, что там в деревне можно настричь. И заплатить более 30 тысяч рублей во внебюджетные фонды. Для человека это экономически даже не выгодно - эта ситуация, конечно, неприятна".

Те, кто не сумел найти себя в наемном труде, а индивидуально предпринимали и устраивал на работу других - с этого года пополнят ряды безработных. Ведь малый бизнес играет не такую уж малую роль в занятости населения.

Сергей Паршиков, начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства Министерства промышленности и торговли Новосибирской области: "33 процента - это по занятиям в сфере малого и среднего предпринимательства от общей численности занятых в экономике. И 44 процента от оборота - оборот малых и средних бизнесов - от общего оборота предприятий экономики области".

Правительство России намеревалось от повышения страховых взносов в бюджет получить дополнительные 5 миллиардов рублей. Однако реальные потери бюджета от ухода индивидуальных предпринимателей с рынка оказались даже больше - почти в два с половиной раза! В итоге Президент все же поручил Правительству пересмотреть политику.

Владимир Буев, вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства (г.Москва): "Я думаю, что возможно будут решения не в этом году, а на следующий год о некотором снижении, но уже не до того уровня на котором он был и грубо говоря, что те предприниматели, которые уже ушли с рынка - не факт, что они захотят вернуться".

Повышение налога равнодушным не оставило никого, даже сохранивших бизнес. Роман говорит, такой государственный подход настораживает.

Роман Чукреев, предприниматель: "Если бизнесу, для того, чтобы быть конкурентоспособным нужно держать цену, повышение цены ведет к потере конкурентоспособности, то государству, чтобы заработать денег, нужно всего лишь повысить налоги. Вот, пожалуйста, потек ручеек. То есть внутренних изменений государство не совершает".

Пока повышенный налог все еще в действии - в разных регионах Сибири придумывают - как выжить малому бизнесу. Омские депутаты предлагают освободить от уплаты страховых взносов хотя бы предпринимателей, которые уже получают трудовую пенсию.

В Хакасии разработали долгосрочную целевую программу, которая, по мнению властей - поможет пережить сложный для малого бизнеса период. На поддержку могут рассчитывать те, чья деятельность связана с промышленным производством, сельским хозяйством, строительством, туризмом, здравоохранением, образованием.

В Алтайском союзе предпринимателей пока видят выход только в введении моратория на увеличение страховых взносов.

Евгения Трощий, член правления Алтайского союза предпринимателей: "Объявить мораторий однозначно и тогда уже сделать общественное обсуждение этого закона и прийти к выводу, как не выплеснуть с водой ребенка - есть такая русская пословица".

В Новосибирске, если в ближайшее время изменения не вступят в силу, ожидают, что число закрывших свой бизнес может вырасти более чем в три раза.

Эксперты считают, что часть из закрывшихся ИП все же продолжат свою деятельность, но, уже не выплачивая никакие налоги - то есть, попросту говоря - уйдут в тень. Возможно, их число еще увеличится, потому как на сегодняшний день 20 тысяч индивидуальных предпринимателей в нашем регионе существовали только на бумаге - не осуществляя никакую деятельность. Поэтому после увеличения страховых взносов им будет сложно существовать в рамках закона.

читайте также