До 60 тысяч в месяц стоит пребывание в Доме престарелых в Новосибирской области


Декада пожилого человека заставляет задуматься о том, как сделать старость если не в радость, то хотя бы не в тягость. Проблема содержания немощных, больных, страдающих от одиночества стариков актуальна для каждой семьи. Казалось бы, решение давно найдено – формат Дома престарелых существует уже больше столетия, однако в России, в отличие от Запада, он не слишком востребован. Почему?
4 октября 2017, 12:45
Вести новосибирск

Богадельня. Именно так – экспрессивно, презрительно, качая головой – называют Дома престарелых у нас в России. Справляться с нуждами постаревших родителей или близких родственников принято самостоятельно, по мере сил. А сил порой катастрофически не хватает. Накормить, дать лекарства, погулять, развлечь – на это нужно тратить время и заниматься этим ежедневно. Кому из работающих сыновей и дочерей это по силам?

Само словосочетание «Дом престарелых» бросает в дрожь. Перед глазами образ: государственное учреждение, персонал в больничных халатах, суровый быт, скудное питание, потерянные старики, грустно глядящие в окна и не знающие, чем себя занять. После полноценной самостоятельной жизни, работы, заботы о детях – казенное общежитие со строгим режимом и тоскливыми буднями. Кому захочется? Жалко. Стыдно.

Совсем другая картина – на Западе. Там выросшие дети обычно не живут в одном доме с родителями. А порой, и в одном городе. Так, среднестатистический американец за жизнь меняет место жительства около 12 раз. Родственники могут оказаться за тысячи километров друг от друга. Они осознают, что не обладают нужными знаниями, навыками и запасом времени, чтобы достойно присматривать за престарелыми родными. Поэтому отправить стариков в Дом престарелых считается разумным и совсем не предосудительным решением. Но-таки затратным: проживание в пансионатах обходится пенсионерам и их семьям в сумму от сорока до двухсот тысяч долларов в год. Нередко приходится продавать дома и машины, чтобы оплатить беззаботную старость.

В Европе эти услуги подешевле – 35-40 тысяч евро в год, а в восточной Европе – 12-15 тысяч. При этом медобслуживание оплачивает государство, а оплата за уход и питание вычитается из пенсионного обеспечения. Живут бабушки и дедушки в комфортных номерах, часто за городом. Могут наслаждаться природой, работать в саду, играть в карты и смотреть телевизор.

Нам бы тоже так хотелось. И бизнес уже готов пойти навстречу. Первый частный пансионат для пенсионеров появился в окрестностях Новосибирска в 2014 году. С тех пор обзавелся конкурентами, ныне их целых четыре. Правда, до сих пор большинство из них работают по санаторно-курортному принципу – им доверяют пенсионеров на пару недель, на месяц.

Директор дома престарелых «Моя семья» Игорь Шестаков в интервью телеканалу «Россия 24» заявил: «Вначале таких клиентов не было, потому что люди с опаской относятся из-за сложившегося стереотипа – мол, «неблагодарные дети сдают своего родителя». Вначале люди помещают своих родственников не на долгий срок – на 10 дней, на две недели, – потом на месяц, на два. Сейчас у нас уже есть двое клиентов, которые оставляют свои родителей до конца жизни».

Услуга востребована, но по карману не каждому. Сутки пребывания в пансионате стоят от восьмисот до двух тысяч рублей в зависимости от нужд подопечного. То есть, 30-60 тысяч в месяц. Сэкономить на нянях и сиделках тоже не удастся. Объявления на популярном портале очерчивают запросы работниц: от ста до тысячи рублей за день. При этом качество услуги можно проверить только опытным путем. Сойдутся ли характерами няня и подопечный, не окажется ли сиделка ленивой, невнимательной, нечистой на руку? Да и безопасность стариков подчас под угрозой – истории черных риелторов и банальных воров не позволяют расслабиться и полностью довериться чужому человеку. Агентства предлагают проверенных специалистов, однако их услуги еще дороже – до двух с половиной тысяч в месяц. А тем временем пенсионеры у нас получают от восьми до двадцати тысяч рублей – пенсия потребностей не покроет. Государство помогает лишь тем, кто «сдался» в муниципальные и областные Дома ветеранов и центры для одиноких стариков. Потому и стагнирует рынок – спроса нет. Бедное у нас население. Бедное.

К концу жизни у среднестатистического россиянина накоплений нет, лишь пресловутые «гробовые» да запасы мыла, спичек, белья – чтобы не тратиться в старости. Вот и доживают. Вот и расписывают пенсионные копеечки на дешевые продукты, кое-какие лекарства. И надеются на сыновей и дочерей, которые подадут тот самый стакан воды.

читайте также