«Есть мнение»: участие большего количества партий на выборах — вред?


«Есть мнение»: участие большего количества партий на выборах — вред?
Андрей Кузнецов и Сергей Бондаренко в эфире программы «Есть мнение» на радиостанции «Вести.ФМ» обсудили итоги парламентских выборов, прошедших 18 сентября, и порассуждали на тему: вред или пользу принесло участие большего числа партий на выборах?
20 сентября 2016, 10:45
Фото: kommersant.ru
Вести новосибирск

Андрей Кузнецов: В Новосибирской области продолжают обсуждать итоги единого дня голосования. Эксперты проводят много сравнений с парламентскими выборами, прошедшими в 2011 году. Отличий очень много, и главное — это существенное изменение в законодательстве. У большего количества партий появилась возможность поучаствовать в выборах.

Все, кто участвовал в выборах, отметили непривычную длину бюллетеня. Практически все малые партии набрали очень небольшое количество голосов. Несколько партий получили в Думе по одному мандату, и то только благодаря тому, что их кандидаты отлично выступили на одномандатных округах. Сегодня поговорим про результаты выборов и перспективы партий, набравших небольшое количество голосов. О чем говорит достижение одного-двух процентов на выборах? Социологи обычно о таких величинах говорят как об уровне статистической погрешности, но в данном случае это не совсем так, потому что один процент — это уже какое то достижение. Такой результат – признание несостоятельности партии или задел на будущее в признании политической силы?
Когда я голосовал в воскресенье и опускал бюллетень в электронную урну, урна мне вполне человеческим голосом протестовала, что ужасно смущало. Автомат говорил какую-то такую формулировку: «ошибка длина бюллетеня». Это автомат говорил всем голосовавшим.

Сергей Бондаренко: Кстати, Алексей, что ты сказал о длине бюллетеня, что у него такой длинный и непривычный, «портяночный вид» — это не совсем непривычно для России. Те, кто ходил на выборы на заре российской демократии видели и «портяночки» побольше. Мы проходили это уже.

Андрей Кузнецов: В итоге получилось что получилось. Из списка всех выборных партий у нас как было 4 партии в парламенте, так и осталось, единственное — изменились между ними голоса.

Сергей Бондаренко: Интересно, будет ли так, что политики заявят — этот опыт мы учли и теперь возвращаемся к 6 партиям.

Андрей Кузнецов: Да, «и еще выделяем миллиард рублей на новую систему гражданского волеизъявления».  Одна из хороших идей — голосовать на сайте «Госуслуги», который все больше популярен. С технической точки зрения это было бы очень удобное и дешевое решение.

Сергей Бондаренко: Хакерская группировка поди сидит уже в предвкушении.  

Андрей Кузнецов: Из результатов выборов по парламентским выборам в Новосибирской области хочу отметить один момент, который мне кажется первым симптомом. У нас в выборах участвовало две коммунистические партии, как известно — КПРФ и партия «Коммунисты России», которую часто называют «спойлерным проектом», у которого великого идеологического наполнения не наблюдалось. Многие говорят, что задача «Коммунистов России» — отбирать часть голосов. И вот теперь такой результат — в Новосибирске КПРФ не добирает и 20% (у них 19,55%), а  «Коммунисты России» набирают почти 3,5 %.

Это  очень впечатляющий результат, особенного с учетом того, что более медийные партии — такие как «Родина», «Патриоты Росси», «Гражданская платформа», «Яблоко», — набрали меньше голосов, чем «коммунисты».

Давайте оглянемся на события 2011 года, когда выбор был ограничен. Мы помним, что в связи с этим были заметные акции протеста. То, что на этих выборах количество партий значительно увеличилось, привело к следующему: большинство голосовавших еще больше консолидировалось у «Единой России», а протестов больше нет.

Сергей Бондаренко: Протесты были связаны с тем, что общество скорее подставило под сомнение результаты проведенных выборов в 2011 году. Нынешние выборы прошли прозрачно, и даже в Европе наши нынешние выборы не вызывает вопросов.

Андрей Кузнецов: Те партии, которые пытались сделать политический капитал на протестах, на этих выборах получили результаты очень незначительные.

Что касается явки избирателей — на этих выборах низкая явка объяснялась хорошей погодой. Ну правда, 18 сентября было +29 градусов — такое же редкость. Но вспомним прошлогодние новосибирские выборы в Заксобрание — тогда был ветер, холодно, шел дождь — и теперь низкая явка объяснялась тем, что никто не захотел добираться до избирательного участка. Я за то, чтобы роль погодных условий не преувеличивалась. После этих выборов те, кто недоволен результатами, обвиняет тех, кто не пошел на выборы.

Чем принципиально важен результат для партий в наборе 3% голосов: этот процент на выборах дает право на государственное финансирование. Сейчас оно стало довольно щедрое. Но, кроме того, этот результат позволяет кандидатам-выдвиженцем от партий участвовать в следующих парламентских выборах без сбора подписей, что значительно облегчает участие в политической жизни. Так партия в парламент может и не пройти, но остается в политическом поле.

Для малых партий важно не только себя на выборах показать, но и провести своих кандидатов в законодательные собрания регионов — и здесь то, что не удалось на федеральном уровне, удалось на региональном у «Яблока» у «Партии Роста», «Родины» у российской партии пенсионеров «Справедливость». 

Фото: kommersant.ru
читайте также