Несколько сотен потерянных могил ветеранов нанесли на электронные карты


Житель Бердска составляет электронную карту местных погостов. Хобби необычное. Но интересуют горожанина могилы ветеранов Великой Отечественной. Он уже насчитал около полутора тысяч захоронений. Каждое второе - забыто.

12 марта 2015, 15:45
Вести новосибирск

Это старое бердское кладбище. Вот так оно выглядит сегодня. Цивилизованных тропинок нет. Везде сугробы. Впрочем, снег - это одно. Он сейчас везде. Здесь отчетливо видно - насколько не ухожено это кладбище. Кругом поваленные деревья. И они лежат прямо на могилах. Оно закрыто. Здесь больше не хоронят. И не ухаживают. Весной не обрабатывают от клещей. Не убирают поваленные деревья. Только родные. Если есть. Сугробы, ветки скрыть не могут звезды. Могилы фронтовиков. Каждая из них в этом фотоархиве. Личном. Бердчанина Геннадия Кулькова. Таких захоронений сотни. Здесь. И другом кладбище Бердска. Геннадий Анатольевич на городских погостах знает, кажется, каждый уголок. Вопроса «зачем» для него не существует. Это долг. Не только родных, близких ветеранов.

Геннадий Кульков, житель Бердска: «Очень трудно объяснить внуку или внучке, когда идешь ухаживать на родительский день, почему соседняя могила, где на фотографии ветеран с орденами - вся ржавая, вся заросшая, неприбранная».

С вопросов внуков все и начиналось. В 2011-ом году. Фотографий сейчас полторы тысячи. С двух бердских кладбищ. Больше половины выглядят примерно вот так. Два ордена Красной Звезды - Андрей Федорович Дериглазов. Красноармеец Иванов. Ордена Красной звезды и Отечественной войны. Был человек. И нет человека. И будто родине не служил. И будто не награды - значки. Кто-то родом из Бердска. Кто-то нет. Не важно, говорит Геннадий Кульков. Важно, что именно здесь фронтовик закончил свой путь. Он ждет. Снег растает. С фотоаппаратом снова по погостам - за снимками для личного архива. Убрать хотя бы мусор. И чтобы хоть имена фронтовиков его внуки смогли прочитать. 

читайте также