Новосибирские ученые впервые расшифровали геном лисицы

Какие гены отвечают за ласковое и дружелюбное поведение животных, а какие – за агрессию и злость? Новосибирские ученые впервые расшифровали геном лисицы. С результатами многолетнего исследования сегодня познакомились корреспонденты «Вестей».
9 августа 2018, 10:25

Олеся Герасименко, корреспондент: «Как предположил в середине прошлого столетия академик Дмитрий Беляев, современное разнообразие домашних видов животных стало возможным благодаря их отбору по поведению, дружелюбному к человеку. Чтобы приручить собаку, человечеству понадобилось несколько тысяч лет... У учёных нет столько времени. Они «сжали эволюцию» и смогли одомашнить лисицу всего за несколько десятилетий».

Эксперимент длиной в 60 лет: из поколения в поколение искусственный отбор лишь по одному признаку – реакция на человека. Одни лисы ластятся, виляют, как собака, хвостом, к другим лучше не подходить – обороняясь, укусят. Дружелюбная и агрессивная популяции. Ещё в советские годы доказали: отличия – на генном уровне, – но узнать, какие именно, удалось только сейчас, прочитав геном хищников. Исследователи обнаружили около ста геномных участков, отличных у добрых и агрессивных лис – по сути, нашли «адреса, где живут гены», ответственные за особенности поведения зверьков. Открытие – сенсация, однако обнаружить «гены дружелюбия» пока не удалось: масштабы поиска слишком велики.

Людмила Трут, главный научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», ученица академика Д. К. Беляева: «Нельзя сказать: «Это вот этот вот отдельный ген». Этот ген может быть одним из основных, которые входят в генетическую сеть, которая участвует в регуляции этого поведения».

Если понять, какие гены отвечают за поведение лисицы и как они работают, то учёные смогут приблизиться к разгадке природы психических отклонений у человека. У популярных лабораторных животных и психика проще, и поведение более предсказуемое.

Юрий Гербек, научный сотрудник лаборатории ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН»: «Какие лабораторные животные для этого используются? Мыши, крысы. Но какое поведение у мышки и крысы, если сравнивать с человеком? В этом смысле лисицы гораздо лучше для изучения».

Один ген привлек особое внимание учёных – он участвует в процессе передачи сигнала в нейронах. В перспективе, предполагают ученые, его изучение поможет при разработке методов лечения аутизма и ряда других заболеваний.