Новосибирцы превращаются в потребительских «террористов»


Новосибирцы превращаются в потребительских «террористов»
Юристы в шоке от широты претензий и богатства воображения профессиональных сутяжников
10 июня 2020, 16:49
Вести новосибирск

Масштабные поправки в закон о правах потребителей рассмотрят депутаты Госдумы на ближайшей сессии. Среди прочих изменений предлагается изменить судебную практику по потребительским спорам. В связи с чем назрела такая необходимость? 

Раньше это называлось сутяжничество, когда человек занимался тяжбами и склоками с корыстной целью. Позже этому дали жёсткое определение «потребительский терроризм». 

Хрестоматийный пример потребительского терроризма — история с чашкой кофе в Америке в начале 90-х. Пожилая дама купила в известной сети чашку кофе. Он оказался слишком горячим, и женщина обожглась. За это она подала на ресторан в суд и выиграла 640 тысяч долларов компенсации. 

Пример оказался заразительным. С этого момента по всему миру покатилась волна претензий в суд. Появились люди, специализирующиеся на этом. Они умышленно портят товар и требуют замены в последний день гарантии. Они приходят за услугой, но, когда она оказана, оказывается, что они хотели ни того цвета, ни того размера и вообще, говорят, вы ничего не понимаете в красоте. 

ter1.png

Несколько лет назад Ассоциация компаний Интернет-торговли обратилась в Роспотребнадзор с письмом, в котором просила защитить от распространившегося потребительского терроризма. Действительно, клиент не всегда доволен товарами и услугами, это бывает справедливо. Но временами покупатели предъявляют необоснованные претензии и выбивают для себя бонус или денежную компенсацию. 

По закону, при удовлетворении претензии, клиенту полагается компенсация в размере 50% от суммы штрафа, который получит компания. Кроме того, при просрочке выплаты, клиенту полагается ещё один процент суммы возврата за каждый день. 

В прошлом году Роспотребнадзор получил порядка 350 тысяч обращений от потребителей. Половина из них связаны с недостатками в оформлении документов, которыми обмениваются компании и клиенты. Небольшой зазор в договоре для фирмы может обернуться огромными потерями. 

Чаще всего атакам потребительских «террористов» подвержена сфера услуг: рестораны, гостиницы, медицинские клиники, автосервисы, мелкие строительные и ремонтные компании.

ter2.png

В Новосибирской области это явление также очень распространено, отмечают адвокаты. Спектр претензий настолько широк, а воображение так богато, что даже у опытных юристов они вызывают недоумение. 

Если депутаты Госдумы примут поправки в закон о правах потребителей, часть суммы взыскания с компании, на которую подали в суд, будет выплачиваться не в пользу истца, а в пользу государства. Предполагается, что это значительно снизит количество судебных исков и претензий в Роспотребнадзор. Обращаться в суд будут те, чьи права действительно нарушены, а не профессиональные сутяжники.

читайте также